Игры для развития мелкой моторки рук с использованием нестандартного оборудования.

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев.

В.А. Сухомлинский.

Представление, что при любом двигательном тренинге…упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.

Н.А. Бернштейн.

Основная цель представленных игр – развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

Совершенствование мелкой моторики — это совершенствование речи.

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка) при речи связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Существует множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с использованием нестандартного оборудования:

массажных мячиков;

платочков;

ковриков;

крупных бигуди;

прищепок;

счётных палочек;

зубных щёток;

бус;

резинок для волос;

шестигранных карандашей.

Все игры сопровождаются стихотворениями — это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.

Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

Дети очень любят манипулировать, играть с предметами — заменителями, придумывать для них новое применение.

В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержащие стихотворения изображаются с помощью движения рук и пальцев. Во время игр с различными предметами также задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище).

Игры, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Основной целью таких игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

Работу проводить нужно регулярно, систематически. Пальчиковые игры с нестандартным оборудованием обладают способностью настраивать детей на концентрацию внимания, что также может быть использовано педагогом, но по этой же причине ими нельзя злоупотреблять — в течение дня к ним можно обращаться несколько раз, но играть понемногу.

Игры с платочками.

Использования носового платка, как предмета для игр или развлечений, показал свою многогранность — это и развития мелкой моторики, развития речи, мышления, внимания, воображения. Такие игры не требуют много материальных затрат. Кроме экономической выгоды они формируют добрые

взаимоотношения между взрослыми и ребенком, позволяют развивать

фантазию как больших, так и маленьких.

 

«Мы платочки постираем».

Мы платочки постираем                     Пальцы сжать в кулачки, тереть кулачком по кулачку.

Крепко, крепко их потрём,

А потом повыжимаем,                        Выполнять движение «выжимаем бельё».

Мы платочки отожмём.

А теперь мы все платочки                  Пальцы свободные, выполнять лёгкие движения кистями вверх-

Так встряхнём, так встряхнём.           вниз.

А теперь платки погладим,                Выполнять движение «гладим бельё» кулачком одной руки по

Мы погладим утюгом.                        ладони другой.

А теперь платочки сложим                Хлопки одной ладошкой по другой.

И все дружно в шкаф положим.        Положить руки на колени.

 

«Снежок»

Раз, два, три, четыре –                                 

Мы с тобой снежок слепили!

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий!

Раз – подбросим!

Два — поймаем! Три – уроним!

И сломаем!

(Дети берут платочек за два уголка и пальцами обеих рук собирают платочек в обе ладони. Грозят указательным пальцем левой руки. Подбрасывают платочек. Ловят платочек обеими руками. Роняют платочек на пол. Грозят указательным пальцем любой руки)

«Улитка».

Улитка- недотрожка,

Высунула рожки.

Медленно ползёт,

Домик везёт,

Листики жуёт!

  (Ставят кулак правой или левой руки на платочек. Показывают указательный и средний пальцы – «рожки улитки», шевелят ими. Пальцы «рожки» медленно «передвигаются» по поверхности платочка. Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладони).

 

«Кошки – мышки»

Кошка мышку

Цап-царап.

Подержала,

Подержала,

Опустила.

Мышка побежала, побежала

Хвостиком завиляла, завиляла.

(Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладони. Держат платочек в ладонях. Дети кладут платочек на колени и расправляют его. Все пальцы правой и левой руки «бегут» по платочку. Дети кладут кулак правой и левой руки на платочек и «машут» мизинцем вправо-влево, вверх-вниз, имитируя движение хвостика)

Пальчиковая гимнастика Е.Савельевой «Жаба»

Жабу мы нашли на кочке (пальцы сжаты в кулак)

Принесли домой в платочке (кулак накрыть платочком)

Развернули мы платок – (снять носовой платок)

Жаба прыг под потолок! (выпрямить пальцы и оттолкнуться ими от стола)

 

 

Игры с прищепками для развития мелкой моторики детей.

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному.

Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи. Итак, при выполнении игровых упражнений с прищепками решается несколько задач: — развитие мелкой моторики рук, — формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений); — развитие чувства ритма; — развитие конструктивного мышления; — формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу .      Опыт работы показал, что игры с прищепками вполне могут занять почётное место на полке среди других игрушек. Они вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического опыта. Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. Чем больше малыш ощупывает предметы (желательно различной формы и фактуры), тем меньше вероятность возникновения у него проблем с речью.

Главная цель использования прищепок в игре — это развитие тонких движений пальчиков, что благотворно влияет на речевую зону мозга. Играйтесь с детьми! Развивайте их! Демонстрируйте им всё, что только Вы можете! Исключительно в этом случае можно все полноценно развить малыша! Фантазируйте вместе с ребенком, и вы получите не меньше удовольствия от игр, чем

Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков.

Изготовление игровых приспособлений

Распечатать на цветном принтере картинки, заламинировать, после чего вырезать по контуру.

«Солнышко»

Эта игра с прищепками является одной из наиболее популярных. В ней  ребенку необходимо прикрепить лучики к солнышку, чтобы оно ярко светило. Возможны разные её модификации: веточки для ёлочки, ушки для зайчика, травка, крылышки для бабочки и прочее. Благодаря этой игре ребёнок учится открывать прищепку, тренируя ловкость своих пальчиков и в целом мелкую моторику.

 

 

 

 

 

Шаблоны для игр с прищепками

 

 

«Конструктор»

 

Из прищепок можно сделать прекрасный конструктор. Из них можно собрать многое: забавных человечков, самолётик, паука, бабочку и т. д. С помощью этой творческой игры ребёнок может развивать своё воображение.

Игры с бигудями.

Игры с бигудями развивают  мелкую моторику  пальцев рук, стимулируют речевое развитие, повышают работоспособность головного  мозга, оказывают оздоравливающее воздействие на весь организм, способствуют развитию воображения, конструктивных способностей детей. Материал хорошо подается санитарной обработке.

Бигуди можно использовать как массажер, катая их между ладошками.

Бигуди в  руках катаю,

Между пальчиков  верчу.

Непрерывно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

 

Рекомендации:

Прежде, чем показать ребёнку пальчиковую игру с нетрадиционными предметами, сначала проиграйте её сюжет сами;

При выполнении упражнения вместе с ребёнком важно демонстрировать ему собственную увлечённость игрой;

играя с ребёнком, следует выражать радость, печаль, испуг, удивление, испуг, упражнения ребёнок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено;

работу проводите регулярно, систематически, но злоупотреблять нельзя, играть понемногу;

сложность предлагаемых ребёнку игр должна возрастать постепенно.

Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движение — есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

Дети развиваются в движении. Поэтому дети с раннего возраста так любят пальчиковые игры, а также игры на координацию движения и речи.                          Помимо речевого развития, игры с пальчиками развивают эмоциональную, интеллектуальную сферу детей. Игры способны стать толчком  к растормаживанию речи безречевых детей, а также детей, у которых нарушено общение. Игры с пальчиками радуют и забавляют ребёнка, формируют готовность к сотрудничеству со взрослым, закрепляют представление об окружающем, развивают память, чувство ритма, совершенствуют мелкую моторику.

 

Краморенко З.С., дефектолог