Создание коррекционно-развивающей среды через взаимодействие учителя, логопеда и воспитателя

Проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: дефектологов, педагогов-психологов, психиатров, логопедов, педагогов, родителей и медицинского персонала.

Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных школах возможно при создании взаимодействия всех специалистов учреждения на интегрированной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.

Система деятельности всех педагогов и специалистов для обеспечения единства в работе.

Необходимо скоординированность работу всех сотрудников образовательного учреждения. Не многолетний опыт работы в специальной школе научил меня начинать работу именно с глубокого и всестороннего изучения каждого ребенка, потенциальных его возможностей. Психолого-педагогические наблюдения имеют большое значение для нашей школы, для осуществления индивидуального подхода к учащимся.

За годы сложилась определенная система моей работы. В самом начале это:

  • изучение личного дела ребенка,
  • изучение семьи,
  • непосредственное наблюдение,
  • составление на основе собственных данных характеристики ученика,
  • определение перспектив его развития и коррекции.

Специалисты так же проводят первоначальное всестороннее психолого-педагогическое обследование; выявление всех нарушений; выявление уровня актуального и ближайшего развития.

Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.

Результаты обследований обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.

Составляется портфолио, разрабатывается индивидуальная программа обучения

Каждый педагог составляет отдельный план своей работы. Совпадение некоторых формулировок предполагает различный подход к отрабатываемому материалу, различное содержание, объём и приёмы работы. Подобное планирование отражает взаимосвязь в работе учителя, логопеда и воспитателя.

Программа согласуется с родителями ребенка. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа обсуждается и утверждается на педагогическом консилиуме.

Учитель, воспитатель и логопед в школе-интернате призваны на протяжении ряда лет работать рука об руку, согласовывая и сверяя каждый свой шаг, чтобы совместными усилиями смоделировать такую внутри классную систему воспитания, которая обеспечила бы максимальное развитие каждого конкретного ребенка с учетом его индивидуальных личностных особенностей, его физического и психического здоровья.

Каждый педагог планирует свою коррекционную работу с учащимся, опираясь на свой предмет, но в то же время координирует их с целями других специалистов.

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Единая система работы с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения, имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе.

Матаева А.С.