Справка по организации психоэмоциональной разгрузки учащихся

Согласно плана ВШК 16 ноября была проведена диагностика по организации психоэмоциональной разгрузки учащихся
В диагностике приняли участие 17 учащихся среднего звена.
Использованная методика: «Диагностика самооценки психических состояний» (Г.Айзенк).
Цель: выявление уровня тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.
С помощью данного теста можно определить уровни таких психических свойств, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Тест состоит из 40 высказываний, сгруппированных в четыре блока. Каждый из блоков соответствует одному из четырех определяемых психических состояний (тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности).
По итогам диагностики:
І. Уровень тревожности
не тревожны – 9 учащихся- 53%;
тревожность средняя – 6 – 35%;
очень тревожный – 2 – 12%.

Высокий уровень тревожности – может порождаться реальным неблагополучием учащихся в наиболее значимых областях деятельности и общения. У таких учавщихся отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.
Помощь: повышение самооценки (взрослыми) и развитием способности справляться с повышенной тревогой с помощью определенных упражнений. Особое внимание со стороны взрослого (учителя или родителя) следует уделять поддержке, похвале, отмечать успехи, и поддерживать при неудаче. Избегать оценочного суждения, сравнения с результатами более успешных учеников, если сравнивать, то его собственные результаты. Избегать критики в присутствии других. Помогать анализировать не только неудачи, но и успехи, чтобы те, в свою очередь, не воспринимались такими детьми как случайные, как результат каких-то внешних воздействий (например, как хорошее настроение учителя, или мне сегодня просто повезло).
Низкий уровень тревожности – «скрытая тревожность» – защитное поведение часто говорят, что они не испытывают тревоги, но постоянно терпят неудачи из-за своего невезения, несостоятельности, отношения других людей. Ученик как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Выбирает для выполнения чаще простые задачи, чтобы всячески избежать волнующих ситуаций (т.к. уверен, что успешно справиться с проблемой).
Помощь: в работе с такими учащимися необходимо обращать внимание на развитие умения анализировать свои переживания и находить их причины (самоанализ). С помощью разбиения на простые задачи достигать более сложных и обращать внимание на это, чтобы не было избегания.

П. Фрустрация (фрустрированность):
самооценка в норме, устойчивы к неудачам, не боятся трудностей – 5 – 29%
средний уровень, фрустрация имеет место – 11 – 65%
низкая самооценка, избегают трудностей, боится неудач, фрустрированы – 1 – 6%

Фрустрация – (от лат. frustratio «обман, тщетное ожидание, неудача») – состояние психики индивида, когда трудности представляются ему непреодолимыми; переживание тяжелой ситуации, невозможности достижения какой-то существенной цели, потребности. Сочетается с чувством безысходности, гнетущего напряжения, тревоги, разочарования, раздражения, гнева и др. Следствием может быть агрессивное поведение.
В основе психологической помощи ребенку, подростку, пребывающему в ситуации кризиса, сильного стресса, лежит работа с его чувствами и переживаниями. В связи с этим особую важности приобретает контакт с ребенком. В кризисе необходимо выполнить функцию защиты и поддержки. Главный принцип общения с ребенком – принятие, спокойное и понимающее отношение к тому, что с ним происходит. Здесь недопустимо оценивание и осуждение.

III. Агрессивность:
спокойны, выдержаны – 6 – 35%;
средний уровень агрессивности – 10 – 59%;
агрессивны – 1 – 6%.

Рекомендации по работе с агрессивными детьми.
1.Учить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах. 2.Придерживаться постоянства и последовательности в реализации выбранного типа поведения по отношению к ребенку.
3.Сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением (остановить окриком, отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи).
4. Пресекать любые агрессивные действия: останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов.
5. Обсуждать поведение только после успокоения.
6.Обязательно показывать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо.
7.Учить нести ответственность за свои поступки.
8. Пусть за что-нибудь отвечает в школе и дома.
9.Обидные слова, адресованные взрослому, целесообразно игнорировать, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними.
10. Нельзя угрожать и шантажировать, так как в какой-то момент это перестает действовать. Вы будете неубедительны и бессильны.
11.Дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания.
12.Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения можно использовать коллективные игры, способствующие выработки у них терпимости и взаимовыручки. 13.Сохранять спокойный эмоциональный тон.
14. Никогда не позволять себе оскорблять ребенка, свое плохое настроение не разряжать на нем. 15. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
16. Не стремиться угодить, не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.
17. Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, смещайте ее на другие объекты (пусть нарисует своего врага и разорвет портрет и т.п.)
18. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения.
19. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
20. Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребенка будет снята.

IV. Ригидность:
ригидности нет, легкая переключаемость – 5 – 29%
средний уровень – 9 – 53%
сильно выраженная ригидность – 3 – 18%

Ригидность поведения может выражаться в разных формах, ребенок негативно воспринимает любые попытки что-либо изменить. Такое поведение нередко является источником серьезных проблем для детей, как с низким уровнем функционирования, так и с высоким.
Ригидность – негибкость поведения; потребность в том, чтобы нечто происходило строго определенным, особым образом.
Анализ результатов диагностической программы исследования позволил сделать следующие выводы:
1. У 18% учащихся есть тенденция мотивации на неудачу. При данном типе мотивации активность школьника связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. В основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, ученик уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.
У 53 % школьников мотивационный полюс ярко не выражен.
У 29% школьников есть тенденция к достижению успеха.