Купобаева Магзима Дюсембаевна
КГУ «Специальная школа-интернат №3» управления образования Павлодарской области, акимата Павлодарской области
Я – БИБЛИОТЕКАРЬ!» Я – библиотекарь! И горжусь своей профессией! Жизнь летит быстро, наверное, как и у каждого человека со временем, так у меня возникают мысли, а почему я выбрала эту профессию? И думаю — это судьба. Еще в детстве я мечтала свою библиотеку. Привитие любви к книге, к чтению началось в семье. Представьте себе: домашний вечер, уютно и тепло на столе настольная зеленая лампа, у мамы в руках книга и она читает вслух сказки А.С. Пушкина, а наша многодетная семья внимательно слушали ее. Мама сама любила читать, обладала большим литературным кругозором и понимала, что чтение воспитывает, развивает интеллектуально детей, чтение — это благо, а имя этому благу — культура. Она старалась привить детям любовь к книге, воспитать нас образованными, культурными людьми. Так и возникла любовь к книге и преклонение перед чудом, имя которому – чтение. Наверное, тогда в детстве из семьи было положено начало той дороги, которая привела меня в библиотечную профессию. Я люблю библиотеку – это место, освященное знаниями, усыпанное золотой россыпью стихов замечательных поэтов, насыщенное умными мыслями великих людей, это место душевного спокойствия и вдохновения, это место, где, по выражению Марины Цветаевой, «душа весит». В выборе профессии сыграла немало важную роль библиотекарь сельской библиотеки Тайбасова Галина Степановна. Она видела что никакая погода не остановит маленькую девочку прийти в библиотеку за книгами для всей семьи и она посоветовала мне поступить в институт культуры им Аль-Фараби. Мой профессиональный путь библиотекаря начался в г. Шымкенте, где я стала работать заведующей библиотекой.Контигент читателей у меня был в основном рабочие, работники сельского хозяйства. Для того , чтоб привлечь как можно больше читателей,мы с коллегами выходили в «люди, ходили по организациям, устраивали всемозможные мероприятия: это и обзоры книг, и громкие чтения любимых книг. После таких мероприятий обязательно записывалися в библиотеку . После окончания института я вышла замуж, и мне очень повезло , что в этой семье тоже любили читать. Качая ребенка одной рукой в другой я держала собрание сочинение Толстого Л.Н, А. Дюма. Бытует ошибочное мнение, что библиотекарем идут работать неудачники. Вывод, это наверное, происходит потому, что мы действительно очень скромные люди — библиотекари и не умеем рассказать о важности и нужности нашей профессии и, поэтому даже «образованные» люди мало знают о ней, не говоря уже о молодежи, которая выбирает сегодня профессию высокооплачиваемую, где можно сделать карьеру. И невдомек им, что профессия библиотекаря одна из самых удивительных профессий на земле, что работник современной библиотеки должен обладать принципиально новыми знаниями, умениями и навыками, адекватными вызовам современного общества. Ему необходимо быть широко образованным специалистом, владеющим, кроме своей профессии, навыками смежных отраслей знаний и сфер деятельности: информатики, педагогики, психологии, социологии, культурологии и многих других. В этом эссе мне хотелось бы «защитить» свою профессию и развеять устаревшие стереотипы о ней. Говорят, что библиотекари необщительные, замкнутые люди. Это не так. Библиотечная профессия – это целый мир! Мир творчества, культуры, знаний, общений. Наверное, ни одна другая профессия не предполагает такого общения с людьми разных профессий, возрастов, как библиотечная. Наши читатели ждут от библиотекаря нужной им информации, хороших книг, и как важно знать их интересы, предпочтения, чтобы удовлетворить их запросы, чтобы они пришли в библиотеку и в другой раз, увидели в библиотекаре знающего, умного педагога, друга и помощника. Каждый день библиотекарь встречает читателя и не знает, с чем он пришел, что привело его в библиотеку? Но я знаю твердо, что должна постоянно заниматься самообразованием: следить за новинками литературы, знать произведения современных авторов, чтобы предложить ему, моему читателю, нужную книгу, близкую его душевному состоянию, заинтересовать, увлечь его чтением, взволновать его душу. Работая с читателями, я всегда помнила слова замечательного французского писателя Даниэля Пеннака, который писал: «Дорогие библиотекарши, служительницы храма, какое счастье, что все заголовки мира разложены по ячейкам в вашей превосходно организованной памяти…, какое чудо, что вы ориентируетесь во всех тематических разделах, представленных на окружающих вас стеллажах… Но как было бы хорошо, если б вы еще и рассказывали свои любимые книги посетителям, заблудившимся в лесу потенциальных чтений. Станьте сказительницами, волшебницами — и книжки сами попрыгают с полок прямо в руки читателям» …Нет лучшего способа пробудить читательский аппетит, чем подразнить запахом аппетитного чтения». И я старалась так делать.. Говорят, что библиотечная профессия не требует знаний. Я постараюсь опровергнуть это заблуждение. Оказывается, по мнению людей, быть библиотекарем очень просто. И в большинстве люди считают, что уж в таком месте как библиотека любой сможет работать. И искренне удивляются тому, что на библиотекаря надо учиться. Сегодня в библиотечную деятельность внедряются новые технологии и библиотекарь, чтобы шагать в ногу со временем, должен « учиться, учиться и учиться», чтобы осуществлять поиск и оценивать качество информационных ресурсов с учетом потребностей и запросов пользователей, быть информационным навигатором в системе документных коммуникаций, в том числе и электронных. Вначале в нашей библиотечной системе знали основы ПК единицы библиотекарей, а сегодня почти все сотрудники ЦБС владеют компьютерными технологиями. Создается электронный каталог, работает виртуальная библиотека e- kritaphana. Все это создано руками и умом наших библиотекарей только книги с полки, Компьютером легко он управляет, А интернет — его помощник бойкий. В библиотеку обращаются люди разных профессий… И библиотекарь должен обладать энциклопедическими знаниями, чтобы удовлетворить запросы пользователей, Библиотекарь сегодня, как говорил В. Н. Татищев должен « всякой книги качество знать» А кроме этого, библиотекарь, должен уметь еще составить библиографическую запись, правильно систематизировать и обработать партию новых документов, знать новые технологии, чтобы быстро осуществлять поиск в информационном пространстве: найти тематическую или фактографическую информацию о каком-то событии, писателе или художнике, научном открытии … — быть инструктором по освоению информационной культуры. Сегодня мои коллеги не только учатся сами, они обучают азам компьютерной грамотности пенсионеров, детей, подростков в информационных центрах, которые работают на базе библиотеки. Библиотекари постоянно повышают свой профессиональный уровень. Библиотекарь – настоящий эрудит. Без этого никак в нашей профессии. Его влечет всегда наук гранит, А жизнь со знаниями — ярче, интереснее. Говорят, что в библиотечную профессию пришли люди — неудачники, которые не смогли себя реализовать в более перспективных профессиях. Но это не так. Библиотечная профессия испокон веков считалась самой уважаемой профессией. Еще в древности работали библиотекарями замечательный баснописец И.А. Крылов, математик Н.И. Лобачевский, поэты и писатели: И. Гете, Л.Н. Толстой, А.А. Ахматова и многие другие выдающиеся люди. Разве могут себя назвать неудачниками Е.Ю. Гениева, В.Р. Фирсов, Г.П. Фонотонов, Т.Я. Кузнецова, Э.Р. Сукиасян и др., список можно продолжить. Многого достигли эти люди, много сделали для развития библиотечного дела страны. Всех их объединила одна профессия – библиотечная! Профессия, которую я люблю и не променяю ни на какую другую. Не каждый сможет здесь работать, да. Нужно особое старанье и умение. Не зря во все века, во все года Встречались среди них простые гениии. Говорят, что библиотекари скучные и не творческие люди: сидят среди стеллажей и выдают книги. Творчество, для которого всегда есть место в любой деятельности, в любой профессии, в библиотечной профессии особенно необходимо. Сегодня деятельность библиотекаря – это процесс постоянного творчества. Им некогда скучать. Сколько фантазии они проявляют при подготовке массовых мероприятий, особенно для детей. Они устраивают фестивали и акции, программы летних чтений, разрабатывают сценарии тематических вечеров, где читают стихи, поют, танцуют, шьют костюмы и с выдумкой оформляют интерактивные выставки с игровыми приемами, устраивают театрализованные праздники, где становятся артистами. Таким образом, библиотекарь сегодня и сценарист, и артист, и мастер художественного слова, и режиссер. Вот уже на протяжении 13 лет я работаю в библиотеке школы – интерната для детей с задержкой психического развития и нарушением интелектуального развития. Более благодарных читателей я не встречала . С ними я провожу различные мероприятия: это и громкие чтеня, конкурсы стихов, литературная гостиная, литерурные путешествия и т.д. Наши дети принимают активное участие в районных мероприятиях наравне с детьми общеобразвательной школы и со студентами колледжей. Сейчас я работаю по совместительству в общеобразовательной школе им. Шулембаева. Есть где использьзовать свой опыт работы, проявить свои творческие навыки.
А какое творчество нужно проявить, чтобы написать проект. Это всегда новые идеи, а эти идеи нужно реализовать и продумать о полезности и нужности новшества для наших пользователей. Поэтому библиотекарь в постоянном творческом поиске. Когда библиотекарям скучать? Идеи, творчество, проекты, инновации… Не время им в безделье прозябать, Коль на дворе Эпоха информации. пред вами Сотрудник знающий и полный обаяния. Говорят, что профессия библиотекаря — вчерашний день, что библиотекари не нужны, когда есть Интернет и другие услуги связи. Нет – это профессия вечная! Библиотекари, наряду с традиционными, сегодня ищут новые формы обслуживания читателей: работают на базе библиотек информационные центры, интеллект-центры, библионяни, интернеткафе и многое другое… Библиотека перестала быть только книжным храмом. Библиотекарь начинает ассоциироваться с книгой не пассивно, ждущий своего читателя у полки с книгой, а идет к людям: в оздоровительные детские лагеря, в кинотеатры, в парки, и даже в метро и на автобусные остановки, чтобы донести книгу до читателя, предоставить нужную информацию, используя при этом достижения современной техники Все это делается для удобства наших читателей. Чтоб с книгой был и с Интернетом дружен, Библиотекарь – спутник ваш надежный!