Одной из приоритетных целей образования в современных условиях становится формирование разумного, активного человека, способного размышлять, анализировать, принимать решения, человека, способного ориентироваться в новых и непростых условиях современной жизни.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи. По сравнению с диалогом, монолог представляет собой наиболее сложную форму речи и бывает следующих видов: описание, повествование и рассуждение.
По своим смысловым и структурным особенностям, рассуждение — самое сложное синтаксическое построение по сравнению с описанием и повествованием.
Базой для рассуждения являются накопленные знания, содержание, уровень которых влияет на глубину рассуждения, т.е. познавательная деятельность должна достичь определенного уровня.
В современной науке рассуждение рассматривается как неотъемлемая сторона мыслительной деятельности человека, как необходимое условие осознанного усвоения знаний. Оно предполагает выделение существенных признаков предметов и явлений, понимание различного рода зависимостей (причинно-следственных, пространственно-временных, функциональных, целевых), поиск доказательств.
Поэтому в работе с учащимися с ООП речевому оформлению рассуждений уделяется большое внимание. Учитывая структурную сложность рассуждений, а также индивидуальные и возрастные особенности детей, возникает необходимость в правильном подборе методов и приемов обучения связным высказываниям типа рассуждений.