Что же такое речевая среда в семье и как ее создать?
Речевая среда – это любые языковые образцы, которые воспринимает ребенок:
— речь окружающих взрослых людей (на улице, в магазине, в транспорте);
— речь окружающих детей в группе детского сада, на детской площадке;
— речь на TV (фильмы, мультфильмы, песни, реклама);
— речь в интернете (игры, видеоролики, тексты);
— речь в кино, театре, цирке и т.д.
Т.е.. речевая среда в семье – это речь близких людей, с которыми ребенок проживает (родители, братья, сестры, бабушки и дедушки).
Многие родители считают, что развитие речи – это очень сложно, дорого и самостоятельно практически невыполнимо. А ведь заниматься развитием речи малышей в семье можно весело и играя, по ходу привычных бытовых дел и интересных игр, с радостью и с удовольствием, и без лишних затрат денег и сил – просто «по пути». И получать замечательный результат!
Ваши дети могут без сложного обучения научиться точно и понятно выражать свои мысли, вести диалог, рассказывать о случаях из жизненного опыта, сравнивать и делать выводы, планировать, употреблять в речи яркие образные слова и многому другому! Главное – знать, как правильно общаться с малышом, ведь отнюдь не любое общение будет «развивающим» для ребенка.
Не волнуйтесь! Всё необходимое для развития речи есть в каждой семье – Ваш голос и Ваша любовь к ребенку, стулья и кровать, посуда и игрушки, книжки, природа за окном, книжки, цветная бумага, мыло и другие бытовые мелочи, семейные праздники и многое другое. Всё просто, доступно, всегда под рукой, а эффект дает потрясающий, если знать, как это использовать! Мы предлагаем 5 основных способов (их значительно больше), которые наверняка помогут Вам.
Важно:
— не пытайтесь использовать все 5 способов сразу, вводите их постепенно, когда ребенок уже освоил хотя бы один из них, не торопитесь!
— не ждите мгновенный результат. Идите маленькими шажками. В некоторых случаях важно постоянное многократное повторение одних и тех же способов и одних и тех же слов в типичных (привычных малышу) постоянно повторяющихся ситуациях.
— однократное применение способа не эффективно, необходимо использовать его систематически. Ведь речь тесно связана с развитием мышления малыша! Не сразу всё будет получаться, надо просто помогать ребенку и тогда результат вас порадует.
Желаем Вам успехов в развитии речи детей!
Способ №1 Комментирование действий | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
— обогащение словарного запаса ребенка
— накопление пассивного словаря малыша (словаря понимаемых слов) — ребенок приучается прислушиваться к речи и выделять из ее потока знакомые и новые слова |
Стихи и потешки для сопровождения общения с ребенком.
-называем вслух предметы, признаки, действия, детали предмета и его назначение -многократно повторяем новое слово в разном контексте: «Вот какое полотенце-длинное, пушистое. А где Настино полотенце? У мамы полотенце большое, а у Насти? -задаем вопросы и даем паузу для ответа: «Какое дно у шкафа-гладкое или шероховатое?» (во время того, как разбираем вещи в ящике)
|
Используем всегда:
-во время купания (какое полотенце-мягкое, пушистое, большое, красивое…, мыло-душистое, ароматное, белое, овальное…, действия-намылим, смоем, вытрем, включим…, части тела) -во время одевания (называем одежду, ее части, признаки) -во время прогулки (какое время года, какая погода, каких животных и птиц видите, какие машины встречаются) -во время еды, сервировки стола (сравниваем чайные и столовые ложки, блюдце и тарелку, стакан и чашку) -во время уборки (называем части мебели, их назначение, форму, цвет, размер…) -не кухне (комментируем, что делаем) -в поездке (что видим за окном машины, автобуса) |
Способ №2 Употребление в повседневной речи обобщающих слов | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
-уточнение словаря
-умение точно и уместно употребить слово-понятие (овощи, фрукты, игрушки, транспорт, мебель, посуда…)
|
Эффективно: «Поставь обувь на место», «Убери игрушки», «Положи фрукты на тарелку», «Сделаем из овощей салат», «Какой транспорт ты видел во время прогулки?» и т.д.
Неэффективно: «Вот это положи туда», «Надень вот это» |
Используем:
—во время просьб к ребенку («Сложи, пожалуйста, игрушки в коробку, а книжки на полочку») -во время совместной уборки («Я вытру пыль с мебели, а ты убери игрушки» -во время бытовых процессов («Давай вместе польем цветы: розы, тюльпаны, фиалки», «Помоги мне подготовить овощи для салата: капусту, лук, огурцы, редис») |
Способ №3 «Непонимание речи ребенка» | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
-стимулировать активную речь ребенка
|
Эффективно: если Вы на стол положите разные фрукты и в ответ на жест ребенка будете спрашивать: «Тебе яблочко? Да? Нет? Апельсин? Скажи – да? Нет?»
Неэффективно: если на столе будут лежать однородные фрукты (например, яблоки) и в ответ на жест ребенка будете спрашивать: «Что тебе дать? Не понимаю. Скажи «яблоко». Малыш почувствует, что Вы манипулируете им и начнет плакать или бунтовать. Эффективно: если на полке будут стоять разные книжки и в ответ на жест ребенка спросите: «Какую тебе книжку дать? Про зайчика? Да? Нет? Про курочку Рябу? Скажи — да? Нет?» Неэффективно: «Что тебе дать? Не понимаю. Скажи «книжку». |
-когда ребенок обращается к Вам с просьбой
— в специально созданных ситуациях Этот способ не сработает, если: -сразу дать желаемый предмет, не побуждая к речи и не проявляя терпеливость, -этот предмет находится в доступе ребенка, и он прекрасно может сам ее достать, -предмет непривлекателен для ребенка или у него нет сильной потребности в нем и он легко может от него отказаться. |
Способ №4 А как ты думаешь? | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
-развитие связной речи
-умение понятно излагать свои мысли, рассуждать, доказывать свое мнение |
Эффективно: ребенок спрашивает «Почему завял цветочек?» — «А ты как думаешь?»
При вопросе «Почему» не даем сразу готовый ответ, рассуждаем вместе с ребенком и даем возможность сначала ребенку ответить на его же вопрос самому Неэффективно: сразу отвечать на вопрос ребенка «не полили», «отцвел», «стало холодно» и т.д. |
-всегда, когда ребенок задает Вам вопросы
-когда ребенок обращается к Вам с просьбой -в специально созданных ситуациях.
Для использования данного приема необходимо, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, он умел понятно для окружающих излагать свои мысли и активно говорить |
Способ №5 Сравнение предметов друг с другом по ходу обычных дел | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
-уточнение словаря и его активизация
-развитие умения анализировать, сравнивать, выделять общее и отличное -развивать умение делать выводы. Обобщать -развивать точность мышления и речи |
-при одевании на улицу (по пути в детский сад) сравниваем мамину куртку и куртку дочери (цвет, ткань, размер, наличие карманов, капюшона или воротника, застежки)
-накрывая на стол, сравниваем стакан и чашку (у чашки ручка есть, у стакана ее нет («Почему?»), разные по форме, стакан прозрачный, чашка-нет, чашка сделана из фарфора, стакан-из стекла) -дома сравниваем кресло и стул (Чем похожи: кресло и стул-мебель; у них есть сиденье, ножки, спинка. Чем отличаются: у кресла есть подлокотники, а у стула их нет) -во время прогулки сравниваем два дерева (кору, форму и цвет листьев, высоту, толщину ствола), куст и дерево (дерево высокое, куст низкий, у дерева один ствол, у куста несколько, у дерева ствол толстый, у куста стволы тонкие), два дома (количество этажей, из какого материала построен, цвет) и т.д |
-во время одевания, на прогулке (сравниваем комбинезон и брюки, кофту и свитер, платье и сарафан)
-во время накрывания на стол (сравниваем тарелку и блюдце, чашку и стакан) -во время игр (сравниваем двух кукол, двух медвежат, двух зайчат…) -во время специально организованного рассматривания двух предметов (двери, ручки, стулья, столы…) |
Способ №5 Сравнение предметов друг с другом по ходу обычных дел | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
-уточнение словаря и его активизация
-развитие умения анализировать, сравнивать, выделять общее и отличное -развивать умение делать выводы. Обобщать -развивать точность мышления и речи |
-при одевании на улицу (по пути в детский сад) сравниваем мамину куртку и куртку дочери (цвет, ткань, размер, наличие карманов, капюшона или воротника, застежки)
-накрывая на стол, сравниваем стакан и чашку (у чашки ручка есть, у стакана ее нет («Почему?»), разные по форме, стакан прозрачный, чашка-нет, чашка сделана из фарфора, стакан-из стекла) -дома сравниваем кресло и стул (Чем похожи: кресло и стул-мебель; у них есть сиденье, ножки, спинка. Чем отличаются: у кресла есть подлокотники, а у стула их нет) -во время прогулки сравниваем два дерева (кору, форму и цвет листьев, высоту, толщину ствола), куст и дерево (дерево высокое, куст низкий, у дерева один ствол, у куста несколько, у дерева ствол толстый, у куста стволы тонкие), два дома (количество этажей, из какого материала построен, цвет) и т.д |
-во время одевания, на прогулке (сравниваем комбинезон и брюки, кофту и свитер, платье и сарафан)
-во время накрывания на стол (сравниваем тарелку и блюдце, чашку и стакан) -во время игр (сравниваем двух кукол, двух медвежат, двух зайчат…) -во время специально организованного рассматривания двух предметов (двери, ручки, стулья, столы…) |