Сенсорная интеграция в работе логопеда
Что такое Сенсорная интеграция?
Давайте представим, что наш организм – ЭТО ОДНА БОЛЬШАЯ СИСТЕМА, где каждый элемент работает в тесной взаимосвязи с другими.
Это очень важные кирпичики из которых строится крепкий фундамент нашей нервной системы и высших психический функций:
- Проприоцептивная система
- Вестибулярная система
- Тактильная система
- Аудиальная(слуховая)
система
- Зрительная система
- Вкусовая система
- Обонятельная системы
- Интероцептивная система
Сенсорная интеграция начинается развиваться уже ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ и длится до 7-го года жизни
Недоразвитие определенных умений в конкретных стадиях развития влияет на сложности функционирования и поведения ребенка
Первый этап (до 1 года)
- развитие возможности проработки стимулов проприоцептивных, тактильных и вестибулярных Первый этап (до 1 года)
- развитие рефлексов равновесия (баланса), напряжение мышцы и движения глаз
С 1 года до 2
- → развитие осознанной реакции (раньше это были рефлексы)
- → развитие схемы тела
- → развитие крупной моторики и планирование движения
- → формирование стабильной позы тела
- → формирование основ слуховой и зрительной перцепции
→ развитие координации тела
Третий этап (от 2 до 5 лет)
- дальнейшее развитие осознанных движений и более четких (руки и вербального аппарата)
- формирование координации зрительне — движение
- развитие взаимодействия смыслов.
Четвертый этап (от 5 до 7 лет)
- специализация мозга (доминирующая сторона тела, правша,левша)
- развитие возможности : чтения, письма, счета, концентрации внимания, контроля эмоций
Виды сенсорных нарушений
Гиперчувствительность/высокая реакция
Гипочувствительность/низкая реакция
Сенсорный поиск/поиск сенсорной стимуляции
Гиперчувствительность /высокая реактивность
Для гиперчувствительных детей сенсорные стимулы отвратительны. Они вызывают негативные эмоциональные реакции, поведения.
Нет, не хочу,тревожный ребенок
Гипочувствительность/низкая реакция
Дети, которые имеют гипочувствительность к
стимулам, требуют сильной стимуляции, чтобы
Их нервная система заметила их. Нам кажется что
они не реагируют на окружающую среду, не заинтересованы в ней.
Вероятно, это из-за неудач, которые они испытали, ища собственный порог стимуляции, который активирует реакции
И желание вступить в отношения
с окружающей средой.
Ну и что? Безразличные дети
Тип 3 — поиск сенсорной стимуляции (сенсорный поиск)
- Детям, ищущим стимулы, требуется высокая интенсивность, частота и продолжительность стимуляции. Эти дети проявляют постоянную двигательную активность, стремясь удовлетворить чувственные потребности.
- Ищет,постоянная смена обстановки.
Еще больше еще сильнее
ВЕСТИБУЛЯРНАЯ СИСТЕМА
гиперчувствительность /высокая реактивность
✓мозг ребенка не может регулировать ощущения от движения
✓ его вестибулярная система перегружена
✓ энергичное движение или даже возможность движения вызывает беспокойство
ВЕСТИБУЛЯРНАЯ СИСТЕМА
сенсорный поиск
✓ любит позу вверх ногами, часто стоит на голове
✓ высокая переносимость движения
✓ это часто происходит от одной активности к другой, время концентрации короткое, даже во время действий, которые ему нравятся
✓ любит качаться, укачиваться, кружиться
✓ он поднимается повсюду, он прыгает с высоты, бежит
✓ ребенок предпринимает много энергичных действий, чтобы удовлетворить себя
✓ он часто движется небрежно, без хорошей координации
Игры и активности для вестибулярной системы которые должны присутствовать в жизни каждого ребенка
- Прыжки на батутах,мягких матах
- Веревочные горки
- Соскальзования вниз по наклонной поверхности (горки)
- Прыжки на фитнес мячах
- Кувырки,качели, гамаки, плаванье
- Занятия на балансире
- Занятия с мячами
ТАКТИЛЬНАЯ СИСТЕМА
гиперчувствительность /высокая реактивность
✓ ребенок чувствителен к прикосновению
✓ прикосновение неудобно, тревожно, страшно
✓ избегает купания
✓ избегает рисования руками, избегает контакта с животными и людьми
✓ часто потирает то место куда трогали
✓ ему часто нравится держать что-то в руке или во рту
реагирует отрицательно на неожиданное легкое прикосновение, но также и на ожидаемое
ТАКТИЛЬНАЯ СИСТЕМА
гипочувствительность /низкая реактивность
ребенок игнорирует прикосновение, даже болезненный
иногда он не замечает прикосновения
ТАКТИЛЬНАЯ СИСТЕМА
сенсорный поиск
✓ ребенок активно ищет интенсивные проприоцептивные стимулы, нажатия, физический контакт
✓ интенсивный и импульсивный поиск определенного вида поверхности и текстуры, которые для других неприятны
✓ он часто держит долго еду во рту и много засовывает её
✓ он слишком близко подходит к другим людям, падает на них, ловит их
ПРОПРЕОЦЕПТИВНАЯ СИСТЕМА
ребенок очень напряженный, несогласованный, обладает плохим осознанием тела избегает бега, прыжка, подъема, препятствия и т. д.
✓ не хочет принимать участие в ритмических и физических упражнениях
ПРОПРЕОЦЕПТИВНАЯ СИСТЕМА
гипочувствительность /низкая реактивность
✓ плохое осознание тела, неуклюжесть, может оставаться надолго в одном положении, даже если нам она кажется не удобным хотя его она не утомляет
✓ имеет трудности с эффективным позиционированием тела при определенных двигательных действиях
ПРОПРЕОЦЕПТИВНАЯ СИСТЕМА
сенсорный поиск
✓ ребенок часто падает на кого-то, постоянно получая что-то
✓ любит объятия, прижимания, толчки и т. д.
✓ может бить, ударять, укусить, он часто воспринимается как агрессивный
✓ иногда очень интенсивным образом он обеспечивает сильную стимуляцию, например; сам себя кусает, царапает и т. д.
ребенок гипперактивен, прыгает, бегает, бросается на матрасы
Правильный выбор деятельности, которые стимулируют, организуют и успокаивают
что стимулирует | что успокаивает | что организует |
Вестибулярная
Стимуляци (вращение, вверх вниз), Дифференцированная Тактильная Стимуляция (два очень разных стимула, Вводимых одновременно), Стимуляция вкуса (кислый вкус);
|
вестибулярная стимуляция
(ритмичные, медленные движения вперед-назад или вправо-влево), Проприоцептивная Стимуляция (давление, утяжеленное одеяло), тактильная стимуляция (тепло), вкусовая стимуляция (сладкий вкус);
|
Проприоцептивная
стимуляция (давление, утяжеленное одеяло, толкание, вытягивание, жевательная резинка), Одновременная Стимуляция вестибулярная и проприоцептивная стимуляция (например: ритмическое, медленное движение вперед-назад или вправо-влево под утяжеленным одеялом, Самостоятельное покачивание на качелях собственной силой мышцы); |
Логопед:Тусупбекова Д.Е.