Цель: уточнение нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени, а также компенсаторных возможностей; определение маршрута индивидуального развития.
Задачи:
- диагностика уровня сформированности разных сторон речи;
- углубленное изучение недостатков тех или иных компонентов речевой системы, анализ качественной специфики недостаточности речевого развития;
- выявление компенсаторных возможностей, прогнозирование успешности обучения на последующих этапах;
- констатация общего уровня речевого развития, специфики нарушений для определения программы и форм обучения, маршрута индивидуальной логопедической работы.
Методы: наблюдение, индивидуальное обследование.
За основу была взята методика Фотековой Т. А., предложенная автором для исследования речевой сферы детей младшего школьного возраста, «Альбом для исследование импрессивной и экспрессивной речи учащихся с ООП» разработанный на основе альбома для логопедов (автор О.Б.Иншакова), дидактический материал для обследования речи детей (обучающие карточки Г.Домана).
Результаты обследования:
Вывод:
Требуется логопедическая помощь учащимся.
Рекомендации родителям (игры):
- Логопедические коррекционные занятия с детьми, помимо работы над звукопроизношением, направлены на исправление ошибок в грамматическом строе речи, обогащение словарного запаса и развитие связной речи детей. Для закрепления эффективности занятий, я предлагаю выполнять задания-игры, которые будут не только полезны, но и интересны ребятам.
- Игра «Слова»: построение цепочки слов, где каждое новое слово начинается на последний звук предыдущего (самолет-такси-игра-апельсин и т.д.). Участники называют слова по-очереди. В такую игру можно играть по дороге домой из школы, или дома во время приготовления ужина. Игра способствует обогащению словарного запаса ребенка, учит выделять звук в слове, развивает фонематический слух.
- Игра «Кто больше назовет»: выбирается тема, это может быть «Мебель», «Растения», «Насекомые», «Названия городов», «Слова на заданный цвет» и др. Каждый участник называет слова по – очереди, побеждает тот, кто больше назовет слов по заданной тематике.
- Игра «Угадай предмет». Игрок загадывает предмет и дает его описание, например: резиновый, круглый, можно играть в футбол…(мяч), второй игрок должен угадать какой предмет был загадан. Игра способствует развитию связной речи и обогащению словаря.
- Игры для развития артикуляции и дикции. Игра с пробкой (из натуральных материалов): Чистая пробка зажимается зубами и произносится слово или фраза, а другой участник должен угадать, что было сказано. Можно просто читать тексты любимых книг или стихотворения. Вместо пробки можно использовать чисто вымытый грецкий орех среднего размера (чтобы помещался во рту, но ребенок не мог его проглотить или вдохнуть). Орех помещается в рот, на язык. Данное упражнение хорошо тренирует мышцы языка, способствует развитию дикции.
- От развития мелкой моторики рук, напрямую зависит речь ребенка. Для ее развития можно, как в сказке «Золушка», сортировать горох и фасоль, либо выбрать более творческие занятия: бисероплетение, мозаика, лепка из пластилина, вышивание, вязание. Здесь главное, чтобы это было интересно Вашему ребенку. Такие занятия развивают творческое начало и в дальнейшем могут стать для ребенка хобби.
Рекомендации учителям:
- Контролировать речь детей, у которых поставлены звуки (требуется автоматизация).
- Для учащихся с недостаточно сформированным или не сформированным фонематическим слухом необходимо медленное проговаривание и повторное называние задания, четкая артикуляция звуков.
- Для учащихся с нарушенным звукопроизношением рекомендуется не форсировать внимание на этом звуке и не давать задание, где “нарушенный ”звук встречается часто.
- Для учащихся с недостаточно сформированным или не сформированным грамматическим строем рекомендуется отвечать на вопросы учителя полным предложением, четко проговаривая окончания.
- Для учащихся с недостаточно сформированными или не сформированными словарем и навыками словообразования рекомендуется объяснение значения новых слов.