Дыхательная гимнастика в логопедии
Дыхание — важный инструмент, который мы используем, чтобы произносить звуки, собирать их в слоги, формировать словосочетания и целые фразы, говорить с разной интонацией, передавать свои эмоции. От того, насколько корректно сформированы механизмы речевого дыхания, зависит качество речи, ее громкость, плавность, мелодичность. Поэтому и многие распространенные расстройства речевой функции (например, заикание или дизартрия) нередко возникают на фоне неправильного дыхания.
Эта проблема разрешима! Достаточно вовремя обратиться к логопеду и научиться правильно делать дыхательную гимнастику.
Суть и особенности дыхательной гимнастики как метода коррекции в логопедии
Дыхательной гимнастикой в логопедии называют комплекс упражнений, которые представляют собой комбинации вдохов и выдохов различной продолжительности, интенсивности и сопровождаются кратковременными задержками дыхания. Это хорошая тренировка для мышц и органов, участвующих в физиологическом процессе дыхания, которая к тому же способствует насыщению клеток организма кислородом, предупреждает гипоксию и возникающие вследствие нее болезни. Дыхательные упражнения благотворно влияют и на психоэмоциональное состояние — снимают излишнее напряжение, переключают внимание, успокаивают.
Одна из областей применения такой зарядки — логопедия, а именно — коррекция различных речевых нарушений (например, заикания, дизартрии).
Дыхательная гимнастика проста, но при этом дает хорошие результаты, поэтому используется логопедами в работе с дошкольниками. Специально подобранные комбинации упражнений помогают сформировать у ребят навыки правильного речевого дыхания, которое является важным условием
- корректного образования звуков, их артикуляции;
- поддержания стабильной, равномерной на протяжении одной фразы громкости речи;
- правильной расстановки пауз;
- плавного говорения;
- выразительного интонирования.
Умение правильно дышать — с глубоким коротким вдохом и плавным продолжительным выдохом — позволяет в полной мере овладеть своим голосом, научиться им управлять.
С какими проблемами помогает справляться дыхательная гимнастика
Становление речи, ее связность, четкость, мелодичность и понятность во многом зависят от того, как функционирует речевой аппарат и насколько правильно в процессах звукообразования, интонирования, говорения участвует дыхание. Поскольку в дошкольном возрасте все механизмы формируются, шлифуются, автоматизируются, неизбежно возникают нарушения, отклонения различной степени выраженности.
К таким несовершенствам речевого дыхания и связанным с ними проблемам можно отнести следующие моменты:
- Из-за того, что дыхательный аппарат ребенка развит недостаточно хорошо, вдохи и выдохи получаются слабыми. Это сказывается на качестве речи — малыш говорит тихо, его слова сложно разобрать.
- Дети пока еще не научились рационально распределять выдыхаемый воздух. Поэтому начало фразы они произносят нормально, а на ее концовку воздуха уже не хватает. В результате громкость сходит на нет, окончание фразы просто «проглатывается».
- Неумелое управление своим дыханием, попытка успеть проговорить фразу на вдохе может привести к торопливой речи без логических пауз. Создается впечатление, что малыш «захлебывается». Или ребенку приходится делать вдох в середине слова.
- Начинающим «говорунам» сложно распределять дыхание на все слова. Поэтому нередко бывает так: малыш что-то начинает говорить, делает паузу, чтобы восполнить запасы воздуха, и забывает, что он хотел сказать.
- Если ребенок неправильно выдыхает при говорении — например, выдох получается слишком слабым, или струя выдыхаемого воздуха направляется не туда, куда надо, может произойти искажение звуков.
- Когда выдох получается неравномерным, в виде толчков, неожиданно меняется громкость речи — малыш говорит то едва слышно, то громко.
Вовремя скорректировать подобные нарушения и сформировать правильное речевое дыхание логопеду и его юным клиентам помогают дыхательные упражнения.
Правила и техника выполнения дыхательной гимнастики
Чтобы упражнения пошли на пользу, необходимо учитывать рекомендации специалистов:
- Дыхательную гимнастику делают натощак или по прошествии одного-двух часов после приема пищи.
- Если малыш устал, находится в возбужденном эмоциональном состоянии, жалуется на плохое самочувствие, заболел, дыхательную тренировку лучше перенести.
- Одежда ребенка должна быть свободной, не стеснять движения.
- Перед началом занятия в помещении нужно провести влажную уборку (вытереть пыль) и как следует проветрить, в теплое время года можно заниматься с открытой форточкой.
- Необходимо подобрать определенную последовательность упражнений, подготовить план занятия и придерживаться его.
- Продолжительность занятия не должна превышать 5-7 минут.
- На самом старте ребенок учится выполнять одно упражнение. На каждом последующем занятии к нему добавляется по одному упражнению.
- Важно контролировать темп, в котором малыш выполняет упражнение.
- Не рекомендуется повторять одно упражнение больше 3-4 раз, в противном случае у ребенка может закружиться голова — из-за гипервентиляции.
Еще один существенный момент, который влияет на эффект от таких тренировок — техника выполнения. Основные правила такие:
- вдыхать нужно через нос;
- не поднимать плечи при вдохе;
- выдыхать — плавно и долго;
- при выдохе важно не надувать щеки (сначала можно придерживать их ладошками);
- при выполнении упражнений не надо напрягать мышцы груди, шеи, рук, живота.
Поскольку делать дыхательные упражнения больше 5-7 минут не рекомендуют, логопеды включают в занятия логоритмику, артикуляционную гимнастику и логомассаж (его делают пальцами или специальными шпателями, зондами, чтобы вернуть тонус мышцам лица, шеи, щек, губ, языка и неба, которые участвуют в речи).
Какие дыхательные упражнения помогают логопеду в коррекционной работе
Для формирования, совершенствования и коррекции каждого из этапов и механизмов речевого дыхания есть свой вид упражнений. Рассмотрим несколько примеров.
Для развития сильного продолжительного выдоха
- «Листопад». Нужно подготовить «реквизит» — собрать на прогулке желтые и красные осенние листочки или вырезать их заменители из цветной бумаги. А затем можно устроить настоящий листопад — разложить заготовки на столе и активно их сдувать. Зимой листья можно заменить вырезанными из бумаги снежинками — получится снегопад.
- «Соревнование карандашей». Для «забега» нужно подготовить «стадион» — на столе обозначить место старта и финиша. Соревноваться в скорости будут разноцветные карандаши. Участники такого «забега» по очереди дуют на своего «спортсмена». Задача — прийти к финишу первым.
- Мыльные пузыри» Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Научите ребенка пускать мыльные пузыри: вдох – носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.
Важно следить, чтобы при выполнении этих игровых упражнений выдохи были плавными, долгими. Задачу можно постепенно усложнять — увеличивать расстояние между лицом малыша и листочком, снежинкой или корабликом, на который он дует.
Для нормализации речевого дыхания
Упражнения выполняются на выдохе — его делают плавно и долго.
- «Озвученный выдох». Произнести отдельные согласные и гласные звуки.
- «Пропавшие звуки». Взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки. Задача малыша — понять, что именно говорит взрослый, и озвучить.
- «Считалочка». Ребенок делает полный вдох, а на выдохе считает — например, от одного до пяти. Потом можно повторить упражнение, но считать уже в обратном порядке.
Для формирования правильного произношения
Чтобы звуки, звукосочетания и слоги получали правильное звуковое оформление, нужно научиться их проговаривать на одном выдохе. Сформировать такие навыки помогут «песенки», подражающие звукам, которые малыш слышит вокруг себя.
Например:
- Змея шипит: «Ш-ш-ш».
- Паровоз сигналит: «Ту-ту!».
- Ребенок плачет; «А-а-а!».
- Воздушный шарик сдувается: «Ф-ф-ф».
- Осенний дождик стучит по крыше: «Кап-кап-кап».
Занятие пройдет намного веселее, если использовать в упражнениях игрушки. Такими помощниками могут быть:
- мячики из пластика, дерева или пенопласта,
- мельницы для песка или воды;
- вертушки и т. д.