КОНСПЕКТ УРОКА ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Кабулова Гульмира Кусмановна,

учитель русского языка и литературы.

«Специальная школа-интернат №3» управления образования Павлодарской области, акимата Павлодарской области

КОНСПЕКТ УРОКА ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Конспект урока Чтение и развитие речи предназначен для учителей-дефектологов, учителей, работающих в классах коррекции. Чтение, как сложный процесс, рассматривается не только с психологической стороны, но и с психолингвистической точки зрения. Вниманию читателей представлен ряд заданий, которые облегчают понимание текста.

Раздел: Картины родной природы. Осень
Тема урока Октябрь – листопад, грязник, зазимник. В.Бианки.
Цели обучения в соответствиис учебной программой 6.1.1.1 иметь общее представление о художественном произведении,

6.3.1.1 участвовать в обсуждении произведения, с помощью педагога

6.1.2.1 читать целыми словами текст;

Цели урока Знать, что такое «рассказ», признаки рассказа, уметь работать с текстом, уметь

ориентироваться в нем, развитие коммуникативных навыков на основе понимания и анализа

художественного произведения

Ход урока

Этап урока/ Время Действия педагога Действия ученика Оценивание Ресурсы
1.Сообщение темы Октябрь – листопад, грязник, зазимник. В.Бианки.
2.Словарная работа Тритон – животное, похожее на ящерицу

 

 

 

 

Тина – водоросли, плавающие густой массой в стоячей воде

 

Кладовая – место для хранения запасов пищи

 

 

Скирда – большой стог сена

Слушает

 

 

 

 

3.Слово об авторе Слушает  

 

 

 

 

 

 

 

4. Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение и анализ прочитанного

Работа над названием рассказа.

Каким месяцем осени является октябрь? Что такое листопад? (Процесс сбрасывания листвы растениями, который происходит каждую осень) Как вы думаете, почему автор называет октябрь грязником и зазимником? Да, правильно, наступает унылая мокрая пора с выпадения первого снега и чередой холодных дождей, от сырости и название месяца – грязник. Похолодание в конце месяца, похожее на зимнюю погоду, но еще не зима – зазимник. Ребята, изменения и наблюдения в природе вели люди в давние времена, они и придумывали эти названия таким природным процессам.

Чтение 1 части

Как называет автор второй месяц осени? Какое первое дело осени названо в стихотворении? Что автор рассказывает про серых ворон и ворон, родившихся на севере? Что делают рыбы, чтобы не замерзнуть? Где прячутся с наступлением холодов лягушки, змеи, тритон-харитон, ящерицы?

Прочитать и записать в тетради семь погод осенью.

Чтение 2 части

Как готовятся к зиме мыши-полевки? Как белка готовится к зиме? Прочитай. А какие звери никаких кладовок не устраивают? Как они проводят зиму? Назови осенние месяцы. Напиши их в тетради и на казахском языке.

Найти и прочитать подходящий к рисунку отрывок

 

 

 

Работа в рабочей тетради, стр 11

Прочитай, какие изменения происходят в октябре. Кто чем занимается?

1.Запиши ответы в таблицу, пользуясь учебником.

Кто?/что? Что делает?
Ветры-листодёры срывают с леса последние листья.
Серые вороны
Тритон-харитон
Змеи
Рыбы
Лягушки

Почему ветры так названы листодеры?

2.Запиши, какие семь погод наступают осенью. ____________________________________________________________________________________

3.Как готовятся к зиме мыши и белки? Вставь пропущенные слова по смыслу.

Мыши-полёвки роют себе зимние норы прямо в ____________ сена. Под хлебными скирдами каждую ночь они воруют ______________. А белки отводят под кладовую одно из своих круглых гнёзд на ____________. Там у неё сложены ________________ и ________________.

4.Перечисли животных, которые зимой впадают в спячку. ___________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Итак, прочитайте название рассказа. Объясните, почему автор так называет октябрь?

Слушает, отвечает на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушает, отвечает на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Находит, читает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняет таблицу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечает на вопрос

 

 

 

Дописывает слова, работает с текстом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5
5.      ДЗ Пересказ понравившего отрывка

 

Самоанализ урока

Урок проведен в 6-ом классе, где обучаются учащиеся с диагнозом легкая умственная отсталость. Тема урока – завершающая тема раздела «Картины родной природы. Осень». У учащихся достаточно знаний по этой теме, поэтому данный урок прошел продуктивно, насыщенно. При планировании были учтены психофизиологические особенности данной категории детей. Основным этапом урока является этап Чтение и анализ прочитанного. Достичь поставленных целей помогли беседа, работа с учебником, дополнительная информация. Работа в рабочей тетради – один из любимых видов работ учащихся. Обьем работы в течение урока правильно распределен, тем самым удалось избежать перегрузки, утомляемости учащихся. Поставленные цели достигнуты.