«Коррекция и развитие речевой деятельности у учащихся на уроках математики в специальной школе»

Речевую деятельность следует рассматривать во взаимосвязи с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как речь – это основное средство формирования мысли и форма её выражения. Наряду с игрой, учением, трудом речевое общение является важнейшим видом деятельности. Среди различных проявлений аномального развития психики  детей особое место занимают отклонения в речи. В общей системе подготовки учащихся специальной школы к самостоятельной жизни большое место занимают уроки математики.

Правильная математическая речь может развиваться только на уроках математики и только под руководством учителя. Развитие математической речи у учащихся дело очень сложное, трудоёмкое. Прежде всего, учитель должен своим примером способствовать развитию математической речи учащихся. Речь учителя должна быть чёткой, ясной, литературно грамотной. Материал надо давать живо. Использовать наглядные образы, сравнения. В своей речи учитель должен использовать математическую фразеологию. Термины должны произноситься чётко с точным ударением. Правильно давать формулировки и определения, делая логические ударения.

Вопросы, которые задаются ученикам, должны быть чётко сформулированы, немногословны.  Математика в системе специального обучения обладает мощным коррекционно-развивающим потенциалом всех высших психических функций, в том числе и речи. Если активизировать речевую практику учащихся, побуждать их к речевому общению, то накапливая и расширяя круг представлений, понятий и впечатлений, ребенок начинает испытывать потребность в словах и речевых средствах, которыми можно описать свои мысли. Усвоение математических знаний зависит от овладения специфическим речевым материалом, с помощью которого выражаются математические отношения.

Поэтому обучение математики в  школах ведется с учётом речевого развития и предполагает дальнейшие повышения его уровня. Нужно отметить, что обучение основам математики – очень сложная задача, т. к. у данного контингента детей имеется ряд проблем в обучении. Учащимся специальной школы присуще системное недоразвитие речи, что сказывается и на процессе обучения математике. Дети испытывают значительные трудности и в понимании обращённой речи. Вследствие этого  дети нуждаются в постоянном внимании учителя, его помощи. Поэтому требуется работа по подбору методов и приёмов решения этой проблемы.

 

Джансеитова арай Куатовна, учитель математики