Организации психоэмоциональной разгрузки педагогов

Согласно плана ВШК 16 ноября была проведена диагностика по организации психоэмоциональной разгрузки педагогов

В диагностике приняло участие 21 педагога.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. СЭВ — это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

По итогам диагностики выявлено:

«Эмоциональное истощение» (проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов; человек чувствует, что не может отдаваться работе, как раньше).

Низкий уровень эмоционального истощения – у 9 педагогов – 42,8%

Средний уровень – у 7 педагогов – 33,3%

Высокий уровень – у 5 педагогов – 23,9%

«Деперсонализация» (связана с возникновением равнодушного, негативного и даже циничного отношения к людям, с которыми необходимо контактировать по роду работы; контакты с ними становятся обезличенными и формальными).

Низкий уровень деперсонализации – у 17 педагогов – 80,9%

Средний уровень – у 3 педагогов – 14,3%

Высокий уровень – у 1 педагогов – 4,8%

«Редукция личных достижений» (проявляется в снижении оценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности, негативном отношении к себе как к личности; в безразличии к работе).

Низкий уровень деперсонализации – у 7 педагогов – 33,3%

Средний уровень – у 4 педагогов– 19,1%

Высокий уровень – у 10 педагогов – 47,6%

Рекомендации для предотвращения Синдрома эмоционального выгорания (СЭВ):

— определите и разделите краткосрочные и долгосрочные цели;

— используйте «тайм-ауты», которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

— овладейте умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

— займитесь профессиональным развитием и самосовершенствованием (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы — курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

— уходите от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);

— вовлекайтесь в эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

— поддерживайте хорошую физическую форму (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ).

— старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

— учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;

— проще относитесь к конфликтам на работе;

— не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем.

Опасность СЭВ заключается в том, что ему свойственно изо дня в день прогрессировать! Затормозить этот процесс бывает крайне сложно. На его фоне могут обостряться различные хронические заболевания, развиваться новые болезни и даже меняться состав крови. В этот момент попытки позаботиться о себе, как правило, не дают желаемого результата. И даже профессиональная помощь врача не приносит быстрого облегчения. Поэтому самое разумное — предотвратить появление данного синдрома, «задушить его на корню».

 

ЗР УР            Матаева А.С.