Развитие слухового восприятия у учащихся с ООП.

С самого рождения человека окружает множество звуков: шелест листьев,  шум  дождя, пение и щебетание птиц, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д. Все эти звуки воспринимаются ребёнком  неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности — исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности.

       Слуховое восприятие — очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, а  значит, правильно говорить.

Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке,  определять его и соотносить с издающим его  предметом, что  и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки,  которые человек воспринимает и  анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти.

Для того, чтобы ребёнок  научился правильно и чётко говорить, хорошо ориентировался в пространстве слуховое  восприятие, внимание и память нужно целенаправленно развивать с раннего детства. Всем известно, что дети любят играть, поэтому лучше  это  делать в игровой форме поэтапно и в определённой последовательности.

Начинать следует с подготовительных  игр, которые  предполагают подготовку органов слуха ребёнка к восприятию правильного звука и  к правильному артикуляционному укладу, необ­ходимому для его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха. Но слух бывает разный: биологический и речевой. Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития слу­хового внимания, т. е. умения различать неречевые звуки по их  звукочастотным свойствам — 1этап. Затем для развития речевого слуха, т. е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего – 2 этап. И лишь  только пос­ле этого, следует переходить к развитию фонематического слуха, т. е. умению слышать составные части слова— 3 этап.

Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т.д., а значит — корректировать недостатки слухового восприятия.

   

      Игра: «Правильное слово».

 

Цель:   накопление   словаря   и   развитие    фонематического слуха, развитие внимания, памяти, сенсорных процессов.

Описание игры. Педагог проговаривает три слова, два из них произносит неверно. Задача учащихся услышать правильное произношение слова и определить на каком цвете было сказано правильно.