Дроздова Юлия Владимировна
учитель трудового обучения, КГУ «Специальная школа-интернат №3»
РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ С САМОАНАЛИЗОМ
«РАБОТА С БРОСОВЫМ МАТЕРИАЛОМ»
В данной разработке представлен ход проведения занятия по трудовому обучению в специальной школе по предмету «Ремесло» для детей с умеренной умственной отсталостью. Предложены задания направленные на коррекцию проблем, связанных со слабым словарным запасом, недоразвитием речи, слабой моторикой руки, развитием мыслительных процессов. Занятие предусматривает выполнение практической работы учащимися с использованием бросового материала. Это занятие является связывающим звеном в серии уроков в разделе «Работа с бросовым материалом».
Раздел | Работа с бросовым материалом |
Тема урока | Подготовка бросового материала. Изделия из футляров от киндер-сюрпризов.
|
Цели обучения в соответствии с учебной программой | 2.2.3.1 иметь сведения о качестве и возможностях различных бросовых материалов, о применении их в жизни, в быту;
2.2.3.4 овладевать приёмами конструирования с бросовым материалом; |
Цели урока | Повторить виды бросового материала, особенности их использования. Применить бросовой материал в практической работе на уроке. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, природе, последовательность и аккуратность. Формировать умения в определении и названии деталей изделия, развивать глазомер, творческое воображение. |
Наглядные пособия: цветное фотоизображение изделия формат А4 и образец изделия, поделка из пластиковых крышек «Бабочка», панно из пластинки, инсталляция «Пчёлка».
Оборудование и инструменты: ножницы, клей, пластилин, стек, клеенка, заготовки – подставка под изделие и цветы из природного материала.
Ход урока.
- Организационная часть
Психологический настрой
Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Вправо-влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Нам урок пора начать.
- Введение в тему
Отгадайте загадку
Вылез птенчик из скорлупки,
Просит зернышек и крупки.
Голосок пока что тонок.
Это желтенький…
- Сообщение темы урока, целей и критериев оценивания
Сегодня на уроке мы повторим виды бросового материала, как их правильно подготовить к использованию и изготовим вот такого цыпленка (демонстрация фотоизображения и образца изделия).
И темой нашего урока будет: Подготовка бросового материала. Изделия от футляров от киндер-сюрпризов. (прочитать с доски)
Оценивать вашу работу на уроке буду по следующим критериям:
— определяет виды бросового материала
— называет детали изделия, форму, цвет
— собирает конструкцию изделия
- Работа с бросовым материалом
Но прежде чем приступить к работе, давайте рассмотрим материалы.
На столе перед вами лежат различные материалы, назовите их.
|
— пластиковые крышки
-фантики -одноразовая посуда -мелкие лоскуты ткани — пластиковые бутылки — футляры от киндер-сюрприза
|
Как можно назвать все эти материалы, одним словом? | — бросовый материал |
Одним словом все это можно назвать бросовый материал. Это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной фантазии. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и другие вещи. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной поделки или игрушки.
- Демонстрация поделок из бросового материала
Учитель показывает поделки и изделия из бросового материала и комментирует
Давайте рассмотрим работы учениц нашей школы, которые дали « вторую жизнь» вещам.
1. -Из какого бросового материала выполнена эта работа?
— А какая поделка получилась? |
— из пластиковых крышек
— бабочка |
2. – Какой бросовый материал применили для этого панно? | — пластинки, пуговицы, крючки |
3. – А это что за поделка?
— А из чего сделали эту поделку? |
— это пчелка (пчела)
— из пластиковой бутылки, футляров от киндер-сюрприза. |
Прежде чем изготовить изделия из бросового материала нужно сначала их подготовить:
1) Накапливание или сбор бросового материала
2) Сортировка по цвету или размеру
3) Очистка, промывка, сушка
4) Хранение в шкатулке, мешочке и т.п.
Изготавливая изделия из бросового материала, ученики нашей школы способствовали уменьшению загрязнения природы твёрдыми бытовыми отходами.
Сегодня и мы с вами изготовим поделку из бросового материала «Цыпленок». Использовать для этого будем футляры от киндер-сюрпризов.
- Анализ образца изделия
Рассмотрим образец работы.
— Кто это? /цыпленок/
— Какой цыпленок по размеру ? /маленький/
— Из чего сделан цыпленок? /из футляра от киндер-сюрприза, пластилина/
— Какие части тела есть у цыпленка? /туловище, лапки, крылья, гребешок, носик, глазки/
— А какого цвета туловище у цыпленка? /желтого/
— А из какого материала сделан гребешок и носик? /из пластилина/
— На чем крепится поделка? /на подставке/
И так назовем материалы и инструменты, которые нам понадобятся для работы (учитель показывает и называет, задает наводящие вопросы ) : футляр от киндер-сюрприза, пластилин, клей, стек, клеенка, кисточка.
- 7. Повторение правил техники безопасности
Учитель объясняет основные требования безопасности
Правила безопасной работы с пластилином
- Выбери для работы нужный цвет пластилина
- Отрежь стекой нужное количество пластилина
- Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким
- Лепку выполняй только на дощечке (клеенке). Не разбрасывайте пластилин по столу, не роняйте на пол.
- По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом
- Показ трудовых приемов
На прошлом занятии мы с вами заготовили подставку и цветочки для украшения… При помощи стека нужно отделить от бруска красного цвета маленький кусочек пластилина, разогреем его в ладонях. Из него мы слепим носик. Так же из красного пластилина нужно скатать шарики разных размеров 3 штуки – большой, средний, маленький. Из них сделаем лепешки. Это будет гребешок. Затем из желтого пластилина слепим крылья– 2 штуки. При помощи стека обозначим перья – выдавим полоски на крыльях. Затем из белого пластилина скатаем шарик, придавим его, чтоб получилась круглая лепешка. В центр лепешки нужно прикрепить горошинку из черного пластилина. Это будут глазки. Также нужно слепить две лапки из коричневого пластилина.
После того когда все детали слеплены, приступим к сборке. Прикрепим детали из пластилина к туловищу.
В завершении установим цыпленка на подставку. Украсим подставку ромашками.
- Практическая работа
Целевые обходы. Оказание дозированной помощи. Развитие речи, через вопросно-ответную форму работы.
- Заключительная часть
— Что сегодня делали на уроке?
— Какие материалы применяли в работе?
— Вам понравилась выполненная вами поделка?
- Рефлексия
— Как бы вы оценили своё настроение после урока?
Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению.
Наш урок подошел к концу. Сегодня вы научились давать ненужным вещам «вторую жизнь» и сделали оригинальную, красивую поделку своими руками, которую можно подарить или украсить интерьер. Молодцы!
Спасибо за урок.
Самоанализ урока в 7 классе (УУО)
(предмет — ремесло)
Тема урока: Подготовка бросового материала. Изделия из футляров от киндер-сюрпризов.
Дата проведения:
Тип урока: комбинированный.
Этот урок является связывающим звеном в серии уроков в разделе «Работа с бросовым материалом». При подготовке этого урока ставила следующие цели:
Повторить виды бросового материала, особенности их использования. Использовать бросовой материал в практической работе на уроке. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, природе, последовательность и аккуратность. Формировать умения в определении и названии деталей изделия, развивать глазомер, творческое воображение.
Урок проводился в классе для детей с умеренной умственной отсталостью.
При выборе задания по теме урока мною были учтены: имеющиеся навыки и умения учениц, процесс труда должен вызывать у детей только положительные эмоции, дети должны быть уверены в помощи педагога, если у них возникают какие-либо трудности с выполнением работы.
Для опроса детей были предложены задания, соответствующие развитию учащихся, их возможностям. В процессе урока были предусмотрены задания на коррекцию проблем, связанных со слабым словарным запасом, недоразвитием речи, слабой моторикой руки, слабым развитием мыслительных процессов: памятью, вниманием, мышлением.
Задания были направлены на формирование навыков выполнения ручных работ, коррекционно – познавательной деятельности учащихся.
На уроке старалась способствовать развитию познавательной деятельности, диалоговой беседы, учить отгадыванию загадки. На протяжении всего урока поддерживалось внимание, интерес детей к выполнению заданий.
Наглядность на уроке была направлена на заинтересованность учащихся, получение нужного результата, на коррекцию восприятия. Оказывалась индивидуальная дозированная помощь. На этапе практической работы использовались зрительные опоры, индивидуальная помощь учителя учащимися, наглядное изображение.
Проведена оценка качества выполняемой работы учениками. Считаю, что урок прошел в доброжелательной атмосфере. Учащиеся с практическим заданием справились. Использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.
Думаю, что цели урока достигнуты, этапы выбраны и распределены правильно, обеспечен плавный переход от этапа к этапу, время распределено рационально.