Рекомендации для педагогов по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

Рекомендации для педагогов по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности, выражающейся в мыслях, намерениях, высказываниях, угрозах, попытках, покушениях.

Типы суицидального поведения:

  1. Истинный суициднаправляется желанием умереть, не бывает спонтанным. Сопровождается переживаниями и размышлениями о смысле жизни, которым предшествуют угнетенное настроение или депрессивное состояние.
  2. Демонстративный суицидне связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, призывом о помощи или попыткой своеобразного шантажа.
  3. 3.Скрытый суицид(косвенное самоубийство) ориентировано на риск, на игру со смертью (экстремальные виды спорта, самоизоляция, употребление сильных наркотиков и т.д.).

Причины суицида

Существует несколько классификаций причин суицидов. По одной из них основными причинами самоубийств являются:

1) изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется); беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);

2) безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

3) чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства);

4) низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя.

Что в поведении ребенка должно насторожить педагога?

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  • У подростка длительное время, подавленное настроение, пониженный

эмоциональный фон, раздражительность.

  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди

значимых взрослых или сверстников.

  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или

о нежелании продолжать жизнь.

  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда

своей жизни и здоровью.

Общие рекомендации по профилактике суицидального поведения:

  • установите заботливые взаимоотношения с ребенком;
  • будьте внимательным слушателем;
  • будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации;
  • помогите определить источник психического дискомфорта;
  • вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно;
  • помогите подростку осознать его личностные ресурсы;
  • окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее;
  • внимательно выслушайте ребенка!
  • уделяйте как можно больше внимания своим детям!