Рекомендации для педагогов по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности, выражающейся в мыслях, намерениях, высказываниях, угрозах, попытках, покушениях.
Типы суицидального поведения:
- Истинный суициднаправляется желанием умереть, не бывает спонтанным. Сопровождается переживаниями и размышлениями о смысле жизни, которым предшествуют угнетенное настроение или депрессивное состояние.
- Демонстративный суицидне связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, призывом о помощи или попыткой своеобразного шантажа.
- 3.Скрытый суицид(косвенное самоубийство) ориентировано на риск, на игру со смертью (экстремальные виды спорта, самоизоляция, употребление сильных наркотиков и т.д.).
Причины суицида
Существует несколько классификаций причин суицидов. По одной из них основными причинами самоубийств являются:
1) изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется); беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
2) безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
3) чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства);
4) низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя.
Что в поведении ребенка должно насторожить педагога?
- Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
- У подростка длительное время, подавленное настроение, пониженный
эмоциональный фон, раздражительность.
- Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди
значимых взрослых или сверстников.
- Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или
о нежелании продолжать жизнь.
- Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда
своей жизни и здоровью.
Общие рекомендации по профилактике суицидального поведения:
- установите заботливые взаимоотношения с ребенком;
- будьте внимательным слушателем;
- будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации;
- помогите определить источник психического дискомфорта;
- вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно;
- помогите подростку осознать его личностные ресурсы;
- окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее;
- внимательно выслушайте ребенка!
- уделяйте как можно больше внимания своим детям!