5 способов создания речевой среды дома

Что же такое речевая среда в семье и как ее создать?

Речевая среда – это любые языковые образцы, которые воспринимает ребенок:

—         речь окружающих взрослых людей (на улице, в магазине, в транспорте);

—         речь окружающих детей в группе детского сада, на детской площадке;

—         речь на TV (фильмы, мультфильмы, песни, реклама);

—         речь в интернете (игры, видеоролики, тексты);

—         речь в кино, театре, цирке и т.д.

Т.е.. речевая среда в семье – это речь близких людей, с которыми ребенок проживает (родители, братья, сестры, бабушки и дедушки).

Многие родители считают, что развитие речи – это очень сложно, дорого и самостоятельно практически невыполнимо.    А ведь заниматься развитием речи малышей в семье можно весело и играя, по ходу привычных бытовых дел и интересных игр, с радостью и с удовольствием, и без лишних затрат денег и сил – просто «по пути». И получать замечательный результат!

Ваши дети могут без сложного обучения научиться точно и понятно выражать свои мысли, вести диалог, рассказывать о случаях из жизненного опыта, сравнивать и делать выводы, планировать, употреблять в речи яркие образные слова и многому другому! Главное – знать, как правильно общаться с малышом, ведь отнюдь не любое общение будет «развивающим» для ребенка.

Не волнуйтесь! Всё необходимое для развития речи есть в каждой семье – Ваш голос и Ваша любовь к ребенку, стулья и кровать, посуда и игрушки, книжки, природа за окном, книжки, цветная бумага, мыло и другие бытовые мелочи, семейные праздники и многое другое. Всё просто, доступно, всегда под рукой, а эффект дает потрясающий, если знать, как это использовать! Мы предлагаем 5 основных способов (их значительно больше), которые наверняка помогут Вам.

Важно:

— не пытайтесь использовать все 5 способов сразу, вводите их постепенно, когда ребенок уже освоил хотя бы один из них, не торопитесь!

—  не ждите мгновенный результат. Идите маленькими шажками.  В некоторых случаях важно постоянное многократное повторение одних и тех же способов и одних и тех же слов в типичных (привычных малышу) постоянно повторяющихся ситуациях.

—  однократное применение способа не эффективно, необходимо использовать его систематически. Ведь речь тесно связана с развитием мышления малыша! Не сразу всё будет получаться, надо просто помогать ребенку и тогда результат вас порадует.

Желаем Вам успехов в развитии речи детей!

Способ №1 Комментирование действий
Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать
— обогащение словарного запаса ребенка

— накопление пассивного словаря малыша (словаря понимаемых слов)

— ребенок приучается прислушиваться к речи и выделять из ее потока знакомые и новые слова

Стихи и потешки для сопровождения общения с ребенком.

-называем вслух предметы, признаки, действия, детали предмета и его назначение

-многократно повторяем новое слово в разном контексте: «Вот какое полотенце-длинное, пушистое. А где Настино полотенце? У мамы полотенце большое, а у Насти?

-задаем вопросы и даем паузу для ответа: «Какое дно у шкафа-гладкое или шероховатое?» (во время того, как разбираем вещи в ящике)

 

 

 

Используем всегда:

-во время купания (какое полотенце-мягкое, пушистое, большое, красивое…, мыло-душистое, ароматное, белое, овальное…, действия-намылим, смоем, вытрем, включим…, части тела)

-во время одевания (называем одежду, ее части, признаки)

-во время прогулки (какое время года, какая погода, каких животных и птиц видите, какие машины встречаются)

-во время еды, сервировки стола (сравниваем чайные и столовые ложки, блюдце и тарелку, стакан и чашку)

-во время уборки (называем части мебели, их назначение, форму, цвет, размер…)

-не кухне (комментируем, что делаем)

-в поездке (что видим за окном машины, автобуса)

 

Способ №2 Употребление в повседневной речи обобщающих слов
Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать
-уточнение словаря

-умение точно и уместно употребить слово-понятие (овощи, фрукты, игрушки, транспорт, мебель, посуда…)

 

 

 

 

 

Эффективно: «Поставь обувь на место», «Убери игрушки», «Положи фрукты на тарелку», «Сделаем из овощей салат», «Какой транспорт ты видел во время прогулки?» и т.д.

Неэффективно: «Вот это положи туда», «Надень вот это»

Используем:

во время просьб к ребенку («Сложи, пожалуйста, игрушки в коробку, а книжки на полочку»)

-во время совместной уборки («Я вытру пыль с мебели, а ты убери игрушки»

-во время бытовых процессов («Давай вместе польем цветы: розы, тюльпаны, фиалки», «Помоги мне подготовить овощи для салата: капусту, лук, огурцы, редис»)

 

Способ №3 «Непонимание речи ребенка»
Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать
-стимулировать активную речь ребенка

 

 

 

 

 

Эффективно: если Вы на стол положите разные фрукты и в ответ на жест ребенка будете спрашивать: «Тебе яблочко? Да? Нет? Апельсин? Скажи – да? Нет?»

Неэффективно: если на столе будут лежать однородные фрукты (например, яблоки) и в ответ на жест ребенка будете спрашивать: «Что тебе дать? Не понимаю. Скажи «яблоко». Малыш почувствует,  что Вы манипулируете им и начнет плакать или бунтовать.

Эффективно: если на полке будут стоять разные книжки и в ответ на жест ребенка спросите: «Какую тебе книжку дать? Про зайчика? Да? Нет? Про курочку Рябу? Скажи — да? Нет?»

Неэффективно: «Что тебе дать? Не понимаю. Скажи «книжку».

-когда ребенок обращается к Вам с просьбой

— в специально созданных ситуациях

Этот способ не сработает, если:

-сразу дать желаемый предмет, не побуждая к речи и не проявляя терпеливость,

-этот предмет находится в доступе ребенка, и он прекрасно может сам ее достать,

-предмет непривлекателен для ребенка или у него нет сильной потребности в нем и он легко может от него отказаться.

 

Способ №4 А как ты думаешь?
Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать
-развитие связной речи

-умение понятно излагать свои мысли, рассуждать, доказывать свое мнение

Эффективно: ребенок спрашивает «Почему завял цветочек?» — «А ты как думаешь?»

При вопросе «Почему» не даем сразу готовый ответ, рассуждаем  вместе с ребенком и даем возможность сначала ребенку ответить на его же вопрос самому

Неэффективно: сразу отвечать на вопрос ребенка «не полили», «отцвел», «стало холодно» и т.д.

-всегда, когда ребенок задает Вам вопросы

-когда ребенок обращается к Вам с просьбой

-в специально созданных ситуациях.

 

Для использования данного приема необходимо, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, он  умел понятно для окружающих излагать свои мысли и активно говорить

Способ №5 Сравнение предметов друг с другом по ходу обычных дел
Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать
-уточнение словаря и его активизация

-развитие умения анализировать, сравнивать, выделять общее и отличное

-развивать умение делать выводы. Обобщать

-развивать точность мышления и речи

-при одевании на улицу (по пути в детский сад) сравниваем мамину куртку и куртку дочери (цвет, ткань, размер, наличие карманов, капюшона или воротника, застежки)

-накрывая на стол, сравниваем стакан и чашку (у чашки ручка есть, у стакана ее нет («Почему?»), разные по форме, стакан прозрачный, чашка-нет, чашка сделана из фарфора, стакан-из стекла)

-дома сравниваем кресло и стул (Чем похожи: кресло и стул-мебель; у них есть сиденье, ножки, спинка. Чем отличаются: у кресла есть подлокотники, а у стула их нет)

-во время прогулки сравниваем два дерева (кору, форму и цвет листьев, высоту, толщину ствола), куст и дерево (дерево высокое, куст низкий, у дерева один ствол, у куста несколько, у дерева ствол толстый, у куста стволы тонкие), два дома (количество этажей, из какого материала построен, цвет) и т.д

-во время одевания, на прогулке (сравниваем комбинезон и брюки, кофту и свитер, платье и сарафан)

-во время накрывания на стол (сравниваем тарелку и блюдце, чашку и стакан)

-во время игр (сравниваем двух кукол, двух медвежат, двух зайчат…)

-во время специально организованного рассматривания двух предметов (двери, ручки, стулья, столы…)

 

Способ №5 Сравнение предметов друг с другом по ходу обычных дел
Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать
-уточнение словаря и его активизация

-развитие умения анализировать, сравнивать, выделять общее и отличное

-развивать умение делать выводы. Обобщать

-развивать точность мышления и речи

-при одевании на улицу (по пути в детский сад) сравниваем мамину куртку и куртку дочери (цвет, ткань, размер, наличие карманов, капюшона или воротника, застежки)

-накрывая на стол, сравниваем стакан и чашку (у чашки ручка есть, у стакана ее нет («Почему?»), разные по форме, стакан прозрачный, чашка-нет, чашка сделана из фарфора, стакан-из стекла)

-дома сравниваем кресло и стул (Чем похожи: кресло и стул-мебель; у них есть сиденье, ножки, спинка. Чем отличаются: у кресла есть подлокотники, а у стула их нет)

-во время прогулки сравниваем два дерева (кору, форму и цвет листьев, высоту, толщину ствола), куст и дерево (дерево высокое, куст низкий, у дерева один ствол, у куста несколько, у дерева ствол толстый, у куста стволы тонкие), два дома (количество этажей, из какого материала построен, цвет) и т.д

-во время одевания, на прогулке (сравниваем комбинезон и брюки, кофту и свитер, платье и сарафан)

-во время накрывания на стол (сравниваем тарелку и блюдце, чашку и стакан)

-во время игр (сравниваем двух кукол, двух медвежат, двух зайчат…)

-во время специально организованного рассматривания двух предметов (двери, ручки, стулья, столы…)