Сенсорная интеграция в работе логопеда

Сенсорная интеграция в работе логопеда

Что такое Сенсорная интеграция?

Давайте представим, что наш организм – ЭТО ОДНА БОЛЬШАЯ СИСТЕМА, где каждый элемент работает  в тесной взаимосвязи  с другими.

Это очень важные кирпичики из которых строится крепкий фундамент нашей нервной системы и высших психический функций:

  • Проприоцептивная система
  • Вестибулярная система
  • Тактильная система
  • Аудиальная(слуховая)

система

  • Зрительная система
  • Вкусовая система
  • Обонятельная системы
  • Интероцептивная система

Сенсорная интеграция начинается развиваться уже ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ и длится до 7-го года жизни

Недоразвитие определенных умений в конкретных стадиях развития влияет на сложности функционирования и поведения ребенка

Первый этап (до 1 года)

  • развитие возможности проработки стимулов проприоцептивных, тактильных и вестибулярных Первый этап (до 1 года)
  • развитие рефлексов равновесия (баланса), напряжение мышцы и движения глаз

С 1 года до 2

  • → развитие осознанной реакции (раньше это были рефлексы)
  • → развитие схемы тела
  • → развитие крупной моторики и планирование движения
  • → формирование стабильной позы тела
  • → формирование основ слуховой и зрительной перцепции

→ развитие координации тела

Третий этап (от 2 до 5 лет)

  • дальнейшее развитие осознанных движений и более четких (руки и вербального аппарата)
  • формирование координации зрительне — движение
  • развитие взаимодействия смыслов.

Четвертый этап (от 5 до 7 лет)

  • специализация мозга (доминирующая сторона тела, правша,левша)
  • развитие возможности : чтения, письма, счета, концентрации внимания, контроля эмоций

Виды сенсорных нарушений

Гиперчувствительность/высокая реакция

Гипочувствительность/низкая реакция

Сенсорный поиск/поиск сенсорной стимуляции

Гиперчувствительность /высокая реактивность

Для гиперчувствительных детей сенсорные стимулы отвратительны. Они вызывают негативные эмоциональные реакции, поведения.

Нет, не хочу,тревожный ребенок

Гипочувствительность/низкая реакция

Дети, которые имеют гипочувствительность к

стимулам, требуют сильной стимуляции, чтобы

Их нервная система заметила их. Нам кажется что

они не реагируют на окружающую  среду, не заинтересованы в ней.

Вероятно, это из-за неудач, которые они испытали, ища собственный порог стимуляции,  который активирует реакции

И желание вступить в отношения

с окружающей средой.

Ну и что? Безразличные дети

Тип 3 — поиск сенсорной стимуляции (сенсорный поиск)

  • Детям, ищущим стимулы, требуется высокая интенсивность, частота и продолжительность стимуляции. Эти дети проявляют постоянную двигательную активность, стремясь удовлетворить чувственные потребности.
  • Ищет,постоянная смена обстановки.

Еще больше еще сильнее

ВЕСТИБУЛЯРНАЯ  СИСТЕМА
гиперчувствительность /высокая реактивность

✓мозг ребенка не может регулировать ощущения  от движения

✓ его вестибулярная система перегружена

✓ энергичное движение или даже возможность движения вызывает беспокойство

ВЕСТИБУЛЯРНАЯ СИСТЕМА

сенсорный поиск

✓ любит позу вверх ногами, часто стоит на голове

✓ высокая переносимость движения

✓ это часто происходит от одной активности к другой, время концентрации короткое, даже во время действий, которые ему нравятся

✓ любит качаться, укачиваться, кружиться

✓ он поднимается повсюду, он прыгает с высоты, бежит

✓ ребенок предпринимает много энергичных действий, чтобы удовлетворить себя

✓ он часто движется небрежно, без хорошей координации

Игры и активности для вестибулярной системы которые должны присутствовать в жизни каждого ребенка

  • Прыжки на батутах,мягких матах
  • Веревочные горки
  • Соскальзования вниз по наклонной поверхности (горки)
  • Прыжки на фитнес мячах
  • Кувырки,качели, гамаки, плаванье
  • Занятия на балансире
  • Занятия с мячами

ТАКТИЛЬНАЯ СИСТЕМА

гиперчувствительность /высокая реактивность

✓ ребенок чувствителен к прикосновению

✓ прикосновение неудобно, тревожно, страшно

✓ избегает купания

✓ избегает рисования руками, избегает контакта с животными и людьми

✓ часто потирает то место куда трогали

✓ ему часто нравится держать что-то в руке или во рту

реагирует отрицательно на неожиданное легкое прикосновение, но также и на ожидаемое

ТАКТИЛЬНАЯ СИСТЕМА

гипочувствительность /низкая реактивность

ребенок игнорирует прикосновение, даже болезненный

иногда он не замечает прикосновения

ТАКТИЛЬНАЯ СИСТЕМА

сенсорный поиск

✓ ребенок активно ищет интенсивные проприоцептивные стимулы, нажатия, физический контакт

✓ интенсивный и импульсивный поиск определенного вида поверхности и текстуры, которые для других неприятны

✓ он часто держит долго еду во рту и много засовывает её

✓ он слишком близко подходит к другим людям, падает на них, ловит их

ПРОПРЕОЦЕПТИВНАЯ  СИСТЕМА
ребенок очень напряженный, несогласованный, обладает плохим осознанием тела избегает бега, прыжка, подъема, препятствия и т. д.

✓ не хочет принимать участие в ритмических и физических упражнениях

ПРОПРЕОЦЕПТИВНАЯ  СИСТЕМА

гипочувствительность /низкая реактивность

✓ плохое осознание тела, неуклюжесть, может оставаться надолго в одном положении, даже если нам она кажется не удобным хотя его она не утомляет

✓ имеет трудности с эффективным позиционированием тела при определенных двигательных действиях

ПРОПРЕОЦЕПТИВНАЯ  СИСТЕМА

сенсорный поиск

✓ ребенок часто падает на кого-то, постоянно получая что-то

✓ любит объятия, прижимания, толчки и т. д.

✓ может бить, ударять, укусить, он часто воспринимается как агрессивный

✓ иногда очень интенсивным образом он обеспечивает сильную стимуляцию, например; сам себя кусает, царапает и т. д.

ребенок гипперактивен, прыгает, бегает, бросается на матрасы

Правильный выбор деятельности, которые стимулируют, организуют и успокаивают

что стимулирует    что успокаивает   что организует
Вестибулярная

Стимуляци

(вращение, вверх

вниз),

Дифференцированная

Тактильная Стимуляция

(два очень разных стимула,

Вводимых одновременно),

Стимуляция вкуса

(кислый вкус);

 

 

вестибулярная стимуляция

(ритмичные, медленные

движения вперед-назад

или вправо-влево),

Проприоцептивная

Стимуляция

(давление, утяжеленное

одеяло), тактильная

стимуляция (тепло),

вкусовая стимуляция

(сладкий вкус);

 

 

Проприоцептивная

стимуляция (давление,

утяжеленное одеяло,

толкание, вытягивание,

жевательная резинка),

Одновременная

Стимуляция  вестибулярная

и проприоцептивная

стимуляция

(например:

ритмическое, медленное

движение вперед-назад

или вправо-влево под

утяжеленным одеялом,

Самостоятельное

покачивание на качелях

собственной силой

мышцы);

Логопед:Тусупбекова Д.Е.