Трудовое обучение как  важный элемент гармоничного развития детей с особыми образовательными потребностями

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, не смотря на свои особые возможности, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализацию своих прав на неё с обоюдной пользой для себя и окружающих.

  Трудовое обучение, как и другие школьные предметы, решает задачу всестороннего развития учащихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Однако основная задача трудового обучения детей с ООТ – дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить  их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.

    В учебном плане для обучающихся  7-9 классов с легкой умственной отсталостью наибольшее количество часов отводится на уроки профессионально-трудового обучения, то есть этот предмет является основным, но отечественных  типовых учебных программ по профилям профессионально-трудового обучения у нас в Казахстане не было. Учителя продолжали работать по программам советских времен, наиболее продвинутые – разрабатывали свои авторские программы, восполняя, как могли, этот пробел.

 Поэтому, на базе Национального научно-практического центра  коррекционной педагогики г.Алматы под руководством А.А. Айдарбековой, я  в сотрудничестве с коллегой – учителем областной специальной общеобразовательной школы-интернат  разработали типовую учебную программу по профилю «Швейное дело», которая была утверждена МОН РК приказом  №469 от 20 сентября 2018 года.

    Нами программа составлена   с учетом современных тенденций в развитии специального образования обучающихся с особыми образовательными потребностями в рамках обновления содержания.

Данная программа отличается тем, что распределение учебного материала по классам (четвертям)  является примерным, учитель вправе переносить изучение учебного материала из одного класса в другой (из одной четверти в другую) с учетом особенностей его усвоения обучающимися. Таким образом, реализуя право каждого обучающегося с легкой умственной отсталостью развиваться и усваивать учебный материал в индивидуальном темпе и объеме.

     Как и каждый учитель в процессе работы я сталкиваюсь с многообразными индивидуальными различиями своих учениц: по темпераменту и характеру, способностям и знаниям, особенностям поведения и общения. Не все из этих особенностей в равной степени влияют на результаты трудовой деятельности.  Но есть учащиеся, которые испытывают огромные трудности в овладении профиля «Швейное дело». Сказываются как индивидуальные склонности, интересы так и их индивидуально-типологические особенности, связанные с природой недостатка.   Поэтому в 2018-2019 учебном году,  при поддержке администрации,  в нашей школе  с целью  расширения образовательного пространства,  и предоставления возможности учащимся с ООП овладеть доступными видами труда, а также  учитывая потребность современного рынка труда в рабочих специальностях сферы обслуживания был внедрен в учебный процесс новый профиль  профессионально-трудового обучения «Кухонный рабочий» – для девочек, «Дворник КСК»- для мальчиков. На занятиях девочки приобретают практические знания, умения и навыки, необходимые для работы в пищеблоке.  Самостоятельно учатся готовить столовый зал к приему пищи, выполнять уборку стола, мыть посуду, выполнять первичную обработку продуктов питания, знакомятся с работой кухонного оборудования.

   Трудовое обучение и трудовое воспитание – два взаимосвязанных и взаимодополняющих процесса. Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной работы,  в нашей школе ежегодно проводятся открытые занятия по трудовому обучению, предметная неделя труда и творчества, творческие выставки детских работ, ярмарка. За хорошие работы школьники награждаются призами, грамотами. Ведь есть и такие дети, для которых трудовое обучение по существу  оказалось единственным предметом, где они могут себя проявить и выразить, самоутвердиться именно как личность. У них возрождается познавательный интерес, появляется самостоятельность и уверенность в своих силах, исчезает робость перед новыми видами деятельности, возникает желание делать любое дело хорошо, добротно, красиво. Всё это говорит о личном росте, трудовом и нравственном становлении ученика. Так же в  учебной мастерской действует постоянная выставка, где представлены лучшие работы учениц.

   Для скорейшей социальной адаптации  ребенок должен  положительно относиться не только к себе, но и к другим людям. С этой целью стремлюсь к формированию у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия через выполнение творческих и коллективных работ, которые получили оценку жюри на республиканском экологическом конкурсе «Птичий перезвон»,  областном конкурсе парикмахерского и швейного искусства «Подиум», областном  конкурса детского творчества «Достық шеберханасы», областном конкурсе-выставке «Шаңырақ». Так формируется сотворчество учителя и ученика, коллективное взаимодействие, дружеские отношения: «учитель-ученик», «ученик-ученик».

  Насыщенная событиями школьная жизнь не позволяет оставаться в стороне ни одному учащемуся. Каждый ребенок должен научиться заниматься полезной деятельностью. На общешкольной акции  «Тропинка дружбы» ребята высаживают деревья и кустарники, в рамках акции «Покормите птиц зимой» изготавливают кормушки для птиц, подвешивают их на деревья на пришкольной территории, следят за наличием в них корма для птиц. Таким образом, дети принимают участие в полезном общем деле, осознают значимость и испытывают радость от нужности своего труда.

    Подготовка школьников с ООП  к самостоятельной жизни,  их социализация и дальнейшее профессиональное обучение   немыслимо без проведения профориентационной работы с привлечением психолога, социального педагога школы-интерната.  Особое внимание – изучению личности школьника, профессиональному самоопределению. С этой целью проводятся целенаправленные занятия во внеурочное время: тренинги, анкетирование, беседы, ситуационные задания,  внеклассные мероприятия, организуется выставка книг. При этом учитываем возрастные и психологические особенности, материал подбираем, чтоб он был понятен и интересен детям определенного возраста. На таких занятиях создается  интересная, притягивающая учащихся атмосфера.

  Таким образом, гармоничное развитие детей с особыми образовательными потребностями невозможно без  эффективного трудового обучения, которое даёт возможность  проявления в полной мере своих способностей, помогает учащимся быть востребованным в коллективе, обществе, способствует начальному профессиональному становлению личности.

Юлия  Владимировна Дроздова,

учитель трудового обучения и технологии