Как распознать кибербуллинг
Любое унизительное, оскорбительное, угрожающее безопасности человека сообщение, а также видеофрагменты, фотоизображения, размещенные в сети «Интернет» без согласия жертвы, по сути, можно отнести к кибербуллингу. Также, к явлению кибербуллинга относится создание поддельных профилей пользователя, интернет-ресурсов, деятельность которых направлена на разрушение авторитета потенциальной жертвы. Для понимания сути явления кибербуллинга отметим, что его участниками являются следующие лица, между которыми распределены ролевые позиции: − агрессор (обидчик); − жертва (пассивная или агрессивная); − свидетель; − защитник (необязательный элемент коммуникации).
Родителям (законным представителям) обучающихся необходимо:
- Создать, совместно с ребенком, список домашних правил пользования интернетом и контролировать их выполнение.
- Убедить ребенка, что родители (законные представители) наблюдают за ним потому, что беспокоятся о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
- Создать ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.
- Контролировать использование ребенком только сайтов из «белого» списка, созданного совместно с ним.
- Обсудить с ребенком важность периодического предоставления доступа к его личной электронной почте; помочь защититься от спама; научить не выдавать в интернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
- Обговорить с ребенком важность согласования с родителями (законными представителями) передачу какой-либо информации (в том числе, личных данных) средствами электронной почты, чатов в мессенджерах, систем быстрого обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей, регистрации на интернет-конкурсы, интернет-олимпиады и др.
- Объяснить ребенку опасность самостоятельной загрузки программ или приложений, аргументируя тем, что они могут случайно загрузить вирусы или нелицензионное программное обеспечение, которое отрицательно скажется на работе устройства.
- Завести собственный личный аккаунт в той социальной сети, где имеет аккаунт ребенок, отправить запрос на подписку и войти в круг его сетевых «друзей» (или подписчиков). Систематически анализировать контакты ребенка, публикации, комментарии к ним. Беседовать с ребенком о его друзьях из интернет-пространства так же, как если бы речь шла о друзьях из реальной жизни. Убедить ребенка никогда не соглашаться на личные встречи с ними.
- Контролировать переписку ребенка через социальные сети с помощью функции «Родительский контроль», что позволит сформировать списки контактов, переписка с которыми может быть разрешена или запрещена следующими способами: ⎯ задать ключевые слова, наличие которых будет проверяться в сообщениях; ⎯ указать личную информацию, пересылка которой будет запрещена.
- Рассказать ребенку о таких угрозах интернет-пространства, как кибербуллинг, кибермошенничество.
- Обсуждать с ребенком всё, что вызывает у него неприятные чувства или дискомфорт при работе с интернет-ресурсами, убедить его сообщать о любых угрозах или тревогах, связанных с деятельностью в интернет-пространстве.
- Объяснить ребенку меру ответственности за использование сети для хулиганства, распространения непроверенной информации или угроз.
Курсы повышения квалификации
Продолжительность 72 часа
Документ: Удостоверение о повышении квалификации