В подростковом возрасте проявляются изъяны предшествующего воспитания. Следовательно, важнейшая задача родителей — это контроль за состоянием ребенка. Необходимо обязательно обращать внимание на то,в каком состоянии он пришел домой, сравнивая с состоянием, в котором он вышел из дома. Это позволяет вовремя выявить, к примеру, случаи, когда ребенок впервые закурил, принял алкоголь или наркотики.
Социальный педагог может ознакомить родителей с описанием симптома и внешних признаков в поведении ребенка, принимающего психоактивные вещества (ПАВ) — алкоголь, табак, наркотики.
Алкогольные напитки (пиво, вино, водка и т. д.)
Симптомы: замедленные реакции, сонливость, невнятная речь, изменение личности (появление других ценностей).
Внешние признаки: спрятанные бутылки, безвольное обвисание губ, расслабление челюстей, нарочитость движений, провалы в памяти.
Табак
Симптомы: снижение физической силы, выносливости, ухудшение координации, быстрая утомляемость, нарастающая слабость, снижение трудоспособности.
Внешние признаки: запах табака (дыма), частое и долговременное пребывание в туалете, в ванной, наличие спичек, зажигалок, табака
в швах карманов, пожелтение пальцев.
Вдыхание клея
Симптомы: агрессивность, мечтательное или бессмысленное выражение лица.
Внешние признаки: вид пьяного человека, наличие тюбиков клея,
пятен клея, бумажных или полиэтиленовых пакетов, носовых платков.
Марихуана, травка, «курево», зелье
Симптомы: сонливость, бессвязность мыслей, зрачки глаз расширены, отсутствует координация движений, тяга к сладкому, повышенный аппетит, слабо выраженные галлюцинации.
Внешние признаки: красные отеки под глазами, сильный запах жженых листьев, мелкие семена в складках одежды и швах карманов, наличие папиросной бумаги, обесцвеченная кожа на пальцах.
Изучив симптомы, понаблюдав за внешними признаками и выявив наличие вредной привычки на ранней стадии, необходимо:
— провести мероприятия по профилактике ПАВ — лекции, беседы, тренинги и т. д.;
— больше внимания уделять формированию навыкам отказа от ПАВ — зависимости, нежели информационной части общения;
— не бороться с негативными явлениями вредной привычки, а вместо этого пропагандировать позитивные стороны ее отсутствия.
— важно обратить внимание на организацию досуговой деятельности подростка, его занятость в свободное время. Профилактическую работу целесообразно проводить родителям совместно с социальным педагогом, психологом школы, наркологом.