Буллинг в классе. Что делать? (рекомендации для педагогов)

Буллинг в школе — это систематическая травля более слабого ученика одним одноклассником или коллективно. В роли жертвы могут выступать дети из неблагополучных или с низким достатком семей, с физическими проблемами, с яркими талантами либо же просто слабые, застенчивые и нерешительные по характеру. Если случай буллинга выявлен, крайне важна совместная работа педагогического коллектива, администрации учебного заведения и родителей по ее устранению, а также профилактика возникновения аналогичной ситуации.

Как бороться с буллингом эффективно, будущих учителей должны учить в педагогических вузах. Но там почему-то считают эту проблему незначительной. Поэтому крайне важно быть готовыми к возникновению ситуации, чтобы суметь вовремя ее уладить еще до начала открытого конфликта.

Неправильные методы ведения беседы с учениками содержат следующие моменты: неэффективный вызов жалости, определение проблемы травли как личной проблемы жертвы, долгие объяснения случившегося.

Существуют некоторые методы работы с классным коллективом в ситуации буллинга. Правильные методы включают:

Влияние на агрессора извне. В подростковом возрасте моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит рефферентная группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, исподволь формируя общественное мнение.

Привлечение авторитетного союзника. Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для подростков педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему. Если учитель или взрослый, который будет беседовать с учениками, не будет являться для учащихся авторитетом, то вся беседа не будет иметь смысла.

План беседы с подростками должен содержать ряд ключевых моментов.

Прямота. Называем проблему своим именем — это травля, гнобление. Не стоит ходить вокруг да около, подростки этого не любят. Объясните, что травля — это проблема класса, а не конкретного человека. Насилие похоже на инфекционную болезнь, которой заболел коллектив, и нужно всем заботиться о здоровье внутри их группы. Отношения стоит содержать в чистоте так же, как лицо и одежду.

Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. Этот метод можно применить наедине с агрессором или с учителями, если они не понимают серьезности происходящего: «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.

Введение новых правил поведения и ответственность. Предложите тем подросткам, которые являются обидчиками, взять на себя ответственность за новшества. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции. Что касается изменений, то они могут коснуться досуга в свободное школьное или внешкольное время.

Помощь специалиста. Пригласите школьного педагога-психолога, чтобы провести специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.

Бессилие учителей перед буллингом не означает, что бороться с насилием в школе нельзя. Существуют простые методы преодоления травли, но не всегда педагоги считают нужным их применять.

Школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где учитель является авторитетом для учеников. Авторитетный педагог может эффективно пресекать проявления насилия, опираясь на уважение и любовь учеников. Следовательно, в том классе, где учитель является авторитетом, вероятность возникновения буллинга приравнивается к нулю.