Кабулова Гульмира Кусмановна,
учитель русского языка и литературы.
«Специальная школа-интернат №3» управления образования Павлодарской области, акимата Павлодарской области
КОНСПЕКТ УРОКА ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Конспект урока Чтение и развитие речи предназначен для учителей-дефектологов, учителей, работающих в классах коррекции. Чтение, как сложный процесс, рассматривается не только с психологической стороны, но и с психолингвистической точки зрения. Вниманию читателей представлен ряд заданий, которые облегчают понимание текста.
Раздел: | Картины родной природы. Осень |
Тема урока | Октябрь – листопад, грязник, зазимник. В.Бианки. |
Цели обучения в соответствиис учебной программой | 6.1.1.1 иметь общее представление о художественном произведении,
6.3.1.1 участвовать в обсуждении произведения, с помощью педагога 6.1.2.1 читать целыми словами текст; |
Цели урока | Знать, что такое «рассказ», признаки рассказа, уметь работать с текстом, уметь
ориентироваться в нем, развитие коммуникативных навыков на основе понимания и анализа художественного произведения |
Ход урока
Этап урока/ Время | Действия педагога | Действия ученика | Оценивание | Ресурсы | ||||||||||||||
1.Сообщение темы | Октябрь – листопад, грязник, зазимник. В.Бианки. | |||||||||||||||||
2.Словарная работа | Тритон – животное, похожее на ящерицу
Тина – водоросли, плавающие густой массой в стоячей воде
Кладовая – место для хранения запасов пищи
Скирда – большой стог сена |
Слушает |
|
|||||||||||||||
3.Слово об авторе | Слушает |
|
||||||||||||||||
4. Беседа
Чтение и анализ прочитанного |
Работа над названием рассказа.
Каким месяцем осени является октябрь? Что такое листопад? (Процесс сбрасывания листвы растениями, который происходит каждую осень) Как вы думаете, почему автор называет октябрь грязником и зазимником? Да, правильно, наступает унылая мокрая пора с выпадения первого снега и чередой холодных дождей, от сырости и название месяца – грязник. Похолодание в конце месяца, похожее на зимнюю погоду, но еще не зима – зазимник. Ребята, изменения и наблюдения в природе вели люди в давние времена, они и придумывали эти названия таким природным процессам. Чтение 1 части Как называет автор второй месяц осени? Какое первое дело осени названо в стихотворении? Что автор рассказывает про серых ворон и ворон, родившихся на севере? Что делают рыбы, чтобы не замерзнуть? Где прячутся с наступлением холодов лягушки, змеи, тритон-харитон, ящерицы? Прочитать и записать в тетради семь погод осенью. Чтение 2 части Как готовятся к зиме мыши-полевки? Как белка готовится к зиме? Прочитай. А какие звери никаких кладовок не устраивают? Как они проводят зиму? Назови осенние месяцы. Напиши их в тетради и на казахском языке. Найти и прочитать подходящий к рисунку отрывок
Работа в рабочей тетради, стр 11 Прочитай, какие изменения происходят в октябре. Кто чем занимается? 1.Запиши ответы в таблицу, пользуясь учебником.
Почему ветры так названы листодеры? 2.Запиши, какие семь погод наступают осенью. ____________________________________________________________________________________ 3.Как готовятся к зиме мыши и белки? Вставь пропущенные слова по смыслу. Мыши-полёвки роют себе зимние норы прямо в ____________ сена. Под хлебными скирдами каждую ночь они воруют ______________. А белки отводят под кладовую одно из своих круглых гнёзд на ____________. Там у неё сложены ________________ и ________________. 4.Перечисли животных, которые зимой впадают в спячку. ___________________________________________________________________________________________________________________________________
Итак, прочитайте название рассказа. Объясните, почему автор так называет октябрь? |
Слушает, отвечает на вопросы
Слушает, отвечает на вопросы
Находит, читает
Заполняет таблицу
Отвечает на вопрос
Дописывает слова, работает с текстом
|
5 | |||||||||||||||
5. ДЗ | Пересказ понравившего отрывка |
Самоанализ урока
Урок проведен в 6-ом классе, где обучаются учащиеся с диагнозом легкая умственная отсталость. Тема урока – завершающая тема раздела «Картины родной природы. Осень». У учащихся достаточно знаний по этой теме, поэтому данный урок прошел продуктивно, насыщенно. При планировании были учтены психофизиологические особенности данной категории детей. Основным этапом урока является этап Чтение и анализ прочитанного. Достичь поставленных целей помогли беседа, работа с учебником, дополнительная информация. Работа в рабочей тетради – один из любимых видов работ учащихся. Обьем работы в течение урока правильно распределен, тем самым удалось избежать перегрузки, утомляемости учащихся. Поставленные цели достигнуты.