Развитие навыков логического и ассоциативного мышления в логопедической работе.

Речь и интеллект тесно взаимосвязаны: язык – это орудие мышления и познания, а речь – способ формулирования мысли посредством языка. Совершенствуется речь – значит, повышается уровень развития мышления.

Дефекты речи оказывают тормозящее действие и на развитие самой речи, и на развитие мышления ребенка, на его подготовку к овладению грамотой.

Речь – важнейшая психическая функция, присущая только человеку. На основе речи и ее смысловой единицы – слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка в целом, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах.

В процессе обучения существенная роль принадлежит высшим психическим функциям, тесно связанных с речевой деятельностью. Это внимание, память и словесно-логическое мышление.

Доказано, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга.

Учитывая тесную взаимосвязь состояния речи и моторной сферы учащихся, коррекционная работа ведется по устранению нарушений мелкой моторики рук.

Использование вкладышей, пазлов, сортеров на занятиях способствуют развитию сенсорики, мелкой моторики, развитию навыков логического и ассоциативного мышления.